Елена Лыкова
Семинар с элементами тренинга «У порога школы» (для родителей детей подготовительной к школе группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар с элементами тренинга «У порога школы»*
(для родителей детей подготовительной к школе группы)
Цель: акцентировать внимание родителей на мотивационной сфере готовности ребенка к школе, показать роль родителя в формировании этой сферы.
Что необходимо для формирования успешного ученика?
Публикация «Семинар с элементами тренинга „У порога школы“ (для родителей детей подготовительной к школе группы)» размещена в разделах
Сейчас у порога школы главное не умение ребенка считать, писать и читать, а его желание учиться, умение владеть собой,стремление к познанию, любовь, поддержка и понимание близких. И помните, что успешность не всегда можно измерить оценками.
Многие великие люди — ученые и писатели — во время учебы получали низкие оценки по предметам тех областей знаний, в которых они позже добились успеха. Например, Ньютон ничем не выделялся, когда учился в школе, а затем в колледже. Успехи его были незаметными, средними, особенно ему не давались физика и математика. К тому же он был патологически ленив. Великий химик Д. Менделеев в школе учился на тройки, несколько раз поступал в университет, все время «заваливая» химию. Гимназист Н. Гоголь успевал по литературе только на «три», а за сочинение обычной его отметкой была двойка. А К. Циолковского в свое время вообще выгнали из гимназии за неуспеваемость!
Упражнение «Ассоциация»
Цель: актуализировать детские чувства родителей, связанные со школой.
Инструкция. Родителям предлагается вспомнить свою школу и постараться нарисовать первую ассоциацию, связанную с ней.
Упражнение «Что мы говорим детям о школе?»
Цель: помочь родителям осознать образ школы, который они формируют у детей.
Инструкция. Родителям предлагается записать два-три наиболее частых высказывания о школе, которые они адресуют своим детям. Затем они их обсуждают и пытаются понять, какой образ школы может сформироваться у ребенка под влиянием этих высказываний.
Упражнение «Ознакомление детей с рисунками школы» Цель: подвести родителей к сознанию уже сформированного у ребенка образа школы.
Инструкция. Родителям раздаются рисунки «Школа», сделанные их детьми (с записанными пояснениями). Дается время по-нять и обсудить эмоции детей, связанные со школой. В обсуждении необходимо подвести родителей к осознанию необходимости формирования у детей адекватной мотивации к школьному обучению.
Мини-лекция «Формирование у детей объективного образа школы и сила родительского внушения» Отношение к ребенку, сложившееся у родителей, влияет на развитие образа «Я» и отношение к себе ребенка. Это отношение родители транслируют последнему либо впрямой словесной, либо в косвенной форме — такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества ребенка. Они делают это либо сознательно, с воспитательными целями, либо неосознанно.
Анализ жалоб и проблем, с которыми родители обращаются в Консультативный центр психологической помощи семье, позволил выделить эти черты:
1) волевые качества ребенка, его способность к самоорганизации и целеустремленности;
2) дисциплинированность, которая в родительской интерпретации часто превращается в послушание, подвластность ребенка родительскому авторитету;
3) моральные качества — доброта, правдивость;
4) интересы, прежде всего — к учебе;
5) способности — ум, память.
Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как поло-жительными (ребенку внушается, что он ответствен, добр, умен, способен, так и отрицательными (груб, неумен, неспособен) :
«Ко всему относится пренебрежительно, все вокруг пустяк».
«Когда он приходит с гулянья, вид у него такой, что мне кажется, все мамы показывают на него пальцами и говорят, что с такими детьми играть нельзя».
«Эта ужасающая медлительность, все время приходится подгонять».
«Не умеет драться, защитить себя, отстоять свои интересы».
«Я проверяю каждый его шаг, выслушиваю кучу жалоб и начинаю ему внушать правильные идеи».
«С ней можно поговорить абсолютно обо всем, она все понимает».
«Для своих лет он очень сильный и крепкий. В поездке на велосипедах делал все наравне с отцом».
«Она женственна во всех проявлениях».
Родительские «приговоры» (мнения и оценки, транслированные в самосознание ребенка в виде «называния вещей своими именами», начинают определять его самосознание изнутри. Ребенок либо соглашается с этими мнениями (сознательно или неосознанно, либо начинает против них борьбу.
Принимающее, т. е. внимательное, любовное, уважительное, поведение родителей с ребенком способствует его самоприятию. Отвергающее (неприязненное, пренебрегающее, неуважительное) поведение приводит к неприятию им самого себя, переживанию своей малоценности и ненужности.
Упражнение «Экзамен»
Цель: подводить родителей к осознанию влияния их слов на ребенка.
Инструкция. Родителям предлагается пройти экзамен — вытащить билет и ответить на вопрос «Что будет чувствовать ребенок после данного высказывания?» :
«Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, в следующий раз будет еще лучше»;
«Если ты сегодня хорошо выполнишь задание, я буду любить тебя еще сильнее»;
«Делай все так, чтобы мне за тебя не было стыдно»;
«И как только ты в школе будешь учиться!»
«Когда я учился в школе, у меня тоже не все получалось сразу»;
«Ты у меня лучше всех, будешь отличником!»
Упражнение «Мой первоклассник»
Цель: содействовать эмоциональной разрядке, способствовать созданию родителями положительного образа своего ребенка-ученика. В заключение семинара подводятся итоги.