Анна Павлова
Семинар с родителями «Народные подвижные игры в процессе воспитания ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа с родителями на тему: «Роль игры в воспитании детей»
Цель: дать родителям знания о значении русской подвижной игре в развитии ребенка.
Задачи:
обучить родителей эффективным способам взаимодействия с детьми через подвижную игру;
повысить педагогическую культуру родителей;
Публикация «Семинар с родителями „Народные подвижные игры в процессе воспитания ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
показать родителям значимость игры для полноценного эмоционального развития ребенка;
показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей;
стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
Ход беседы
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребенка есть потребность в игре. И ее нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребенок учится и познает жизнь.
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Умеют ли дети радоваться, сострадать во время игры? Почему я предлагаю вам об этом поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными.
Поэтому наша задача – направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать друг другу, учится терпимости к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить.
Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, «казаки-разбойники», бояре, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости?
Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух минут, но, если это игра «Море волнуется раз …», ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и пять минут.
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.
Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению…
Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь, друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится. Но может быть и, наоборот – для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.
Игра – жизненная потребность ребенка. Игры занимают важное место в жизни ребенка-дошкольника, они являются главным средством воспитания дошкольников.
Среди всего многообразия игр следует особо выделить подвижные игры. Подвижные игры создают дополнительные возможности общения детей сверстниками и взрослыми. Воспитывают у них дружеские взаимоотношения и умения действовать в коллективе.
Ни для кого не секрет, что дворовые и народные игры почти исчезли из жизни современных детей. Те самые игры, в которые играли не только мы, а и наши предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты. Они давали малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.
Детей всегда привлекают рассказы о детстве их родителей, им интересно узнать, во что играли их мама, папа, бабушки и дедушки.
Уважаемые родители, какие игры своего детства вы помните, назовите их? А играют ли в эти игры ваши дети сейчас?
Одни дети с ранних лет нацеливаются родителями на обучение, другие просиживают все свободное время у телевизора или компьютера, при этом лишают себя радости движений и живого общения со сверстниками. Для себя вы должны определиться, каким же вы хотите видеть своего ребенка, чему отдаем предпочтение в воспитании и развитии малыша?
Игры с родителями – неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближают детей и родителей.
Помните, что для ребенка игра-это единственный способ освободится от роли ребенка, оставаясь ребенком, так же как и для взрослого единственный способ, снова стать детьми, оставаясь взрослыми.
Наверняка, какие-то игры запомнились, а другие забылись. А для того, чтобы возродить и дать им вторую жизнь, необходимо научить детей играть в эти игры, тем самым восстановить преемственность, когда правила передавались от старших ребят к младшим, то есть из поколения в поколение. При этом важно организовывать детей на игру и поиграть вместе с ними.
Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»
Уважаемые родители, как вы считаете, нужно ли руководить игрой ребёнка?
Если не играть, не руководить игрой ребенка в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу ребенка нельзя. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партера по игре вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.
Надо взять себе за правило: несколько раз в день включаться в игру малыша, это побуждает ребёнка к новым действиям. Как признает сегодня большинство специалистов по проблемам воспитания, взаимодействие детей и родителей – неотъемлемая сторона семейного общения.
Простые игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения малыша.
Практическая часть
Родители давайте вспомним и поиграем в подвижные народные игры?
Уважаемые родители, чаще играйте со своими детьми, передавайте им свои опыт, может быть, тогда и у вашего ребенка появятся счастливые советы и радость настоящей дружбы.
Решение собрания
Поддерживать работу детского сада по обучению детей народным подвижным играм России.
Познакомить ребенка с играми своего детства. Поиграть в них всей семьей и с друзьями ребенка.
Консультация для родителей на тему: «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»
Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, пятнашек, ловишек, салочек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как и сказки и песни. Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки и салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и с плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.
Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чём стоишь?» – «На квашне». – «Что в квашне?» – «Квас!» – «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, да ещё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.
Немало таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу. Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом (например, «Коршун», «Курочка», «Гуси-лебеди», «Стадо»). В играх типа «Много троих, хватит двоих», «Горячее место» сюжет и роли отсутствуют, всё внимание детей направлено на движение и правила. Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом. В игре «Краски» покупатель переговаривается с водящим: «Тук-тук!» – «Кто там?» – «Покупатель». – «Зачем пришёл?» – «За краской». – «За какой?» – «За голубой».
Привлекательны для детей в русских играх различные попевки. В игре «Уголки» каждая перебежка сопровождается попевкой. При последнем слове играющие меняются местами, а покупающий – водящий стремится занять освободившийся во время перебежки уголок. В играх типа «Горелки» текст отвлекает внимание ловящего, во время пения он должен смотреть вверх.
Игры можно разделить по видам движений: игры сбегом, прыжками, метанием; некоторые из них можно проводить как в тёплое, так и в холодное время года. Есть игры малой подвижности, пригодные для проведения в ненастную погоду на ограниченной площадке. В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко. В отдельных сборниках есть народные игры, но они настолько изменены, что в новом варианте утратили народные традиции, лишены игрового зачина.
Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок и занятий физической культурой.
Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Памятка для родителей (законных представителей) по русским подвижным играм
В нашей современной жизни, особенно в городских условиях жизни, резко снизилась двигательная активность человека. Физическое развитие наших детей зависит от их двигательной активности. Многие игры вспоминаются из нашего детства, когда мы вечерами собирались всем двором и играли, играли и играли, пока родители не позовут домой. Сейчас такое можно увидеть не часто, наши дети уже с малого возраста предпочитают познавать компьютерные игры, смотреть телепередачи, мультфильмы.
Русские подвижные игры способствуют развитию дыхательной системы, нервной системы и общему укреплению здоровья ребёнка, а проведение русских народных игр на воздухе обеспечивает хороший закаливающий эффект, игры с пением развивают музыкальные способности. Русские народные подвижные игры оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют здоровье ребёнка.
Как часто можно слышать фразу «Поиграй со мной». Очень заслуживает одобрения проведение подвижных игр не только в саду, но и в семье, ибо они способствуют развитию двигательных качеств, общения с родителями и социализации ребёнка. Организация таких игр доступна каждой семье. Научившись играть с родителями, ребёнок оказывается способным взаимодействовать с другими детьми. И наоборот, когда на занятиях дети знакомятся с народными играми нам очень приятно слышать от них «как они научили играть папу и маму».
«Играя с ребенком, важно…»
1. Воздерживаться от критических замечаний в адрес ребенка.
2. Не выходить из роли, пока не закончилась игра. Дети остро реагируют на это.
3. Отдаваться игре также добросовестно и эмоционально, как и ваш ребенок.
4. Быть инициативным, творчески исполнять роль и подавать идеи ребенку.
5. Чутко реагировать на его предложения, поддерживать его фантазию.
6. Предлагая ребенку новое, упражняя его в развитии мышления, памяти, моторики, восприятия, оставаться в контексте игры, чтобы дидактические цели не подавляли игровые эмоции дошкольника.
7. Создавать в игре с ребенком атмосферу партнерства, эмоциональной безопасности. Спокойная обстановка при проведении игры способствует появлению у дошкольника определенного интереса.
Предлагаем Вам несколько подвижных русских игр.
Игра «Бубенцы»
Дети встают в круг. На середину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, другой – с завязанными глазами.
Все дети говорят: «Трынцы-брынцы, бубенцы, раззвонились удальцы: Диги-диги-диги-дон, отгадай, откуда звон!»
После этих слов «жмурка» ловит увертывающегося игрока.
Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга. Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.
Игра «Чёрного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять»
Меняются диалоги водящего с играющими:
— Какая у тебя шляпа?
— Синяя.
— Какая синяя? Она белая.
— Зеленая.
— Какая зеленая? Да она вовсе черная.
— Голубая.
— Вот как, голубая? Шляпа-то разве голубая? Совершенно белая.
— Нет, не белая, а черная.
Ответивший так должен быть «наказан» дважды за слова «нет» и «черный».
Указания к проведению: в эту игру лучше играть группой до пяти человек. Тот, кто произносит запретное слово, отдает фант. После диалога водящего со всеми участниками игры фанты разыгрываются и выбирается новый водящий. Игра наиболее интересна бывает младшим школьникам. Она развивает внимательность, сосредоточенность.
Игра «Снежные салки»
Снежные салки – это еще один вариант салок, для игры на улице в зимнее время. Как и все салки – игра динамичная, хорошо развивает координацию, реакцию и улучшает здоровье играющих детей.
Описание игры
Водящий (салка) становится в центр площадки, а остальные игроки бегают вокруг него в разных направлениях.
Задача салки: попасть снежком по любому игроку (т. е. осалить, не сходя с места.
Игроки, которых осалили снежком, также становятся салками и остаются на месте, чтобы салить снежками остальных игроков.
Игра заканчивается тогда, когда салок становится больше, чем бегающих. Оставшиеся «уцелевшие» игроки объявляются выигравшими.
Игра «Пятнашки с мячом»
Выбирается водящий — «пятнашка». Устанавливается граница места, где будет проходить игра. Играющие разбегаются, а водящий с мячом в руках догоняет их, стараясь, бросив мяч, «запятнать» кого-нибудь из них. «Запятнанный» становится «пятнашкой». Игра повторяется, пока не надоест играющим.
Игра «Лепки, ляпки».
Один из играющих, получая название, по жребию, «ляпка», водит, а другие бегают. Вожак старается поймать кого-либо или, по крайней мере, дотронуться до него ладонью, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай её другому!». Получивший «ляпку», бегая за товарищами, старается в свою очередь передать её кому-нибудь с тем же приговором. Остальные игроки, наоборот, стараются убегать от водящих, поддразнивая их таким образом: «Не дашь лепок, не вырастешь с вершок!».
Игра «Репка»
Изображающий репку цепляется за неподвижный предмет, например, за столб или дерево. Второй игрок обхватывает его сзади за талию, третий таким же образом обхватывает второго и т. Д. Один или двое из остальных игроков старается «выдернуть репку», то есть оттащить от дерева игрока, изображающего репку. Если это удаётся, то почти все играющие вследствие потери равновесия падают на землю и только разве ловкие из них могут удержаться на ногах. Но если при этом обрывается ряд средних игроков, вследствие чего происходит так называемый «лычей» (лыч, то со стороны упавших товарищей следует смех и насмешки над упавшими, не попробовавшими репки
Игра «Чиком»
Двое играющих становятся друг против друга. Один из них бросает мяч и тотчас же бежит на место своего товарища, который, в свою очередь, поймав мяч, старается бросить его так, чтобы он ударился в бегущего прежде, чем тот добежит до его места. Если ему это удастся, то бросать мяч с места своего товарища начинает он. Если же нет, то он бросает мяч вверх, потом ловит его и поймав старается бросить его в своего товарища в то время, когда этот перебегает на своё прежнее место. Если это удастся, то право бросать мяч остаётся за ним, если нет, то бросает мяч опять прежний.
Рекомендации родителям
1. Любите своего ребёнка, принимайте его таким, какой он есть. Вам поможет в этом игра.
2. Нет ничего важнее воспитания ребёнка. Верьте в то лучшее, что есть в нём.
3. Играйте с ребёнком, игра научит вас говорить на одном языке.
4. Организуйте совместные прогулки, походы и игры всей семьёй. Игра поможет преодолеть вам чувство превосходства над ребёнком.
5. Игра научит вас доверять друг другу.
6. Окружайте ребёнка всем лучшим, что у вас есть.
Игра – это лучшее лекарство от всех недугов.
Тайные мечты каждого ребёнка
• Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я плохой.
• Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я делаю.
• Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
• Верьте мне. С вашей помощью у меня всё получится.
• Разговаривайте со мной, спрашивайте моё мнение.
• Учите меня отличать, что хорошо, а что плохо. Делитесь со мной своими планами.
• Хвалите меня, когда я поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.
• Я знаю ещё некоторые замечательные слова: «Я люблю тебя, мама; я люблю тебя, папа!»