Наталия Куксова
Семинар-практикум «Трудные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
Цель: повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.
Задачи:
• Познакомить с понятиями «агрессия», «гиперактивность», «тревожность», причинами возникновения и признаками проявления;
• обучить методическим приемам работы с «трудными» детьми;
Публикация «Семинар-практикум „Трудные дети“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
• Проанализировать полученную методическую информацию и результаты работы.
Предварительная работа:
1. Отбор и изучение литературы по теме: «Трудные дети в детском саду.
2. Разработка конспекта семинара -практикума.
3. Составление буклетов по проблеме проектирования.
4. Создание мультимедийной презентации.
5. Подготовка проекта решения семинара -практикума;
Оборудование: столы и стулья для команд -участников, буклеты, мультимедийный проектор.
Ход семинара-практикума :
Настрой на работу. Упражнение "Ассоциации".
Участникам предлагается назвать какое- то слово, а задача соседа слева быстро сказать первое слово - ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова. (Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик-толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло.)
Начинать игру нужно по очереди, по кругу.
Определение правил работы на семинаре.
Цель: определить правила для эффективной работы в группе.
Время выполнения:
3 минуты
Процедура проведения:
Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на семинаре.
1. Здесь и теперь.
Этот принцип ориентирует участников на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент.
2. Искренность и открытость.
Это правило способствует получению для себя и предоставлению другим участникам честной обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия.
3. Активность.
Даже если упражнение носит демонстративный характер, каждый участник имеет право высказаться в конце. Если участник ничего не говорит, это еще не значит, что он занимает пассивную позицию, потому что он может прорабатывать проблему внутри себя, и это будет, конечно же, активная внутренняя позиция.
Теоретическая часть
Слайд №1
Уважаемые коллеги, предлагаю вам разделиться на две команды (родители и педагоги) и принять участие в семинаре – практикуме «Трудные дети».
Слайд №2
Цель: повышение психологической грамотности педагогов при работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми.
Задачи:
• познакомить с понятиями «агрессия», «гиперактивность», «тревожность», причинами возникновения и признаками проявления;
• обучить методическим приемам работы с «трудными» детьми;
• проанализировать полученную методическую информацию и результаты работы.
Слайд №3
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое - трудные дети?
(фото 1)
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
(фото 2)
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена без дверей и без окон.
(фото 3)
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
(фото 4)
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
(фото 5)
Слайд №4
Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»?
Слайд №5
Деловая игра
Трудные дети – это
тревожные,
гиперактивные,
агрессивные.
Слайд №6
А сейчас командам нужно за пять минут составить портрет тревожного ребенка.
Так какой же он, тревожный ребенок?
(Ответы команд)
• Их отличает чрезмерное беспокойство;
• Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности;
• У них высокие требования к себе, они очень самокритичны;
• Низкая самооценка (дети думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие;
• Ищут поощрения, одобрения взрослых во всем.
Слайд №7
Команды назовите причины возникновения тревожности у детей.
Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными)
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
А сейчас подумайте, как помочь тревожному ребенку.
Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Слайд №8
Задание для команд.
Портрет агрессивного ребенка
Почти в каждой группе детского сада есть хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.
Слайд №9
Задание командам. Назовите причины детской агрессивности
1. Неприятие детей родителями
2. Безразличие или враждебность со стороны родителей
3. Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека)
4. полное отсутствие такового (гипоопека).
5. Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
6. Запрет на физическую активность
7. Подсознательное ожидание опасности
8. Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка.
Как помочь агрессивному ребенку
Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
1. обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
2. формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
3. прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
Слайд 10
Задание командам. Портрет гиперактивного ребенка.
• находится в постоянном движении;
• спит меньше сверстников;
• беспокоен в движениях;
• плохо координирует движения;
• не регулирует свои действия;
• непоследователен в своем поведении;
• ерзает на месте;
• плохо контролирует свои эмоции;
• часто нарушает правила;
• плохо организован и слабо поддается попыткам организовать его;
• с трудом сосредотачивает внимание на чем бы то ни было.
Слайд №11
Задание командам. Назовите причины гиперактивности
1. генетика;
2. социальная среда;
3. патология беременности и родов;
4. инфекции и интоксикация первого года жизни;
5. ММД (минималная мозговая дисфункция)
Как помочь гиперактивному ребенку?
1. не запрещайте ребенку бурно проявлять себя;
2. не приказывайте;
3. не заискивайте;
4. если от ребенка что – то требуется попросите;
5. раз и навсегда откажитесь от чтения нотаций;
6. вместо отказа или запрета предлагайте выбор;
7. чаще беседуйте с ребенком по душам.
Слайд №12
Упражнение «Массажная цепь»
«Встаньте друг за другом в круг. Положите руки на плечи впереди стоящего. А теперь – массаж! Каждый начнет массировать спину, плечи и шею. Можно говорить друг другу, что вам нравится, а что нет».
Через некоторое время все поворачиваются на 180 градусов и повторяют процедуру с другим партнером.
Игра «Мои сильные стороны»
Задание командам. Назовите, какими качествами должен обладать педагог чтобы бесконфликтно взаимодействовать с «трудными детьми»?
Слайд №13
Любовь. Без любви нет воспитания.
Уважение. Уважение к личности ребенка
Толерантность. Терпимость к каждому ребенку.
Оптимизм. Вера в лучшие качества воспитанника.
Эмпатия. осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека
Коммуникативность и педагогический такт.
Слайд №14
Рефлексия. Упражнение на развитие позитивного мышления
«Именно сегодня»
Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье – это внутреннее состояние человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
Именно сегодня я включусь в жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
Именно сегодня я продолжу свое нравственное самосовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.
Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
Упражнение Мишень «Обратная связь»
Просьба оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место вашей отметки зависит от оценки работы по четырем секторам. Оценка осуществляется по 10 – бальной шкале. Используя рисунок, участники должны оценить семинар – практикум по категориям: деятельность ведущего, содержание семинара, деятельность участника (самооценка);
Психологический климат группы.
Слайд №15
Список литературы
Болотова Т. Е. Как помочь себе и своему ребенку. – СПб. : Речь, 2009. – 176с.
Бреслав Г. Е. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб. : Речь, 2007.- 144с.
Добробаенко Е. В. Как воспитывать ребенка от 0 до 16 лет. Практические подсказки на каждый день/ Григорий Кваша. - М. : АСТ: Олимп, 2007. – 347с.
Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.
Костина Л. М. Интегративная игровая психологическая коррекция: Монография. – СПб. 6 Речь, 2006. – 136с.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми -- М., 2000.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. М., 1998.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 2. М., 1998.
Чиркова Т. В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. – М. : Педагогическое общество России, 1998.
Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.) / Серия «Справочники». – Ростов н/ Д: Феникс, 2005.
Шитова Е. В. Работа с детьми – источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. – Волгоград: «Панорама», 2006.