Татьяна Ветышева
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Мультфильмы и их влияние на сознание детей» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Мультфильмы и их влияние на сознание детей
Слайд 1 (название практикума)
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Сегодня мы проводим семинар-практикум под названием «Мультфильмы и их влияние на сознание детей», на котором хотим поделиться своим опытом работы в решении проблемы влияния западной мультипликационной продукции на становление личности ребёнка.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Мультфильмы и их влияние на сознание детей“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Осенью этого года управлением образования города Хабаровска проводился конкурс инновационных проектов воспитательного процесса «Мы сделали это в первый раз». Целью конкурса было – выявление и поддержка педагогических идей и новаций, способствующих обновлению содержания воспитательной работы в образовательных учреждениях. 20 декабря подводились итоги конкурса.
Слайд 2 (название проекта, авторы)
Проект «Мультфильм своими руками», созданный творческой группой детского сада №18 совместно с детьми подготовительной группы, занял первое место. Это показало то, что проблема, поднятая в проекте, является актуальной как для нашего сада, так и для других образовательных звеньев, а также то, что пути решения проблемы, найденные творческой группой, – достаточно эффективны, последовательны и целесообразны.
Слайд 3 (эпиграф)
В начале учебного года мы стали работать с новыми для нас воспитанниками – детьми подготовительной группы. Чтобы быстрее узнать, понять, почувствовать детей, а именно: их увлечения, духовный мир, межличностные отношения ит. д., - мы беседовали с ними на разные темы, в том числе на тему: «Мои любимые мультфильмы». Нас встревожило то, что подавляющее большинство названных детьми любимых мультфильмов было западного производства.
Слайд 3 (Диаграмма)
На экране вы видите диаграмму «Мой любимый мультфильм», которая является итогом анкетирования детей подготовительной группы. Показатели диаграммы наглядно демонстрируют предпочтения детей.
Слайд 4 (Диаграмма)
Социологи и психологи неопровержимо доказали, что национальный менталитет (особый психологический и личностный склад; устойчивые, межпоколенческие черты сознания, психики, души, свойственные той или иной культурно-исторической общности) человек обретает в дошкольном детстве. Старший дошкольный возраст – особый, как говорят психологи «сензитивный» для становления морально-нравственного ядра личности период. В этом возрасте дети динамично осваивают «смысловую сторону жизни взрослых», формируются этические и эстетические инстанции, рождается иерархия мотивов, развиваются мировоззренческие представления, складываются ценностные ориентиры.
Какой духовной пищей в этот период мы кормим ребёнка, такой и станет его самость в будущем.
Мультипликация (как вид искусства) родной страны для ребёнка - тоже ваятель его менталитета, мироощущения, так как она является носителем народной культуры, национальных традиций, самобытного менталитета, родного языка, формируя его самобытный стержень, связывая его с предками, приобщая его к многовековой истории страны.
Дети обожают мультфильмы. Они – неотъемлемая часть жизни каждого ребёнка. Мультфильм для маленького человека – второй по значимости после родителей авторитет, пример для подражания. Эмоциональное воздействие образа на впечатлительную детскую душу настолько велико, что навсегда остаётся в памяти ребёнка.
Однако несформированность телекоммуникационной культуры детей не даёт им возможности сделать осознанный выбор нужной информации, выделить главное, сделать вывод из увиденного, критически отнестись к информации. И потому, всё, что видит он на экране отпечатывается в его сознании как истина, правда, как постулат «так должно быть».
Известные специалисты в области детского восприятия отмечают катастрофическое влияние современного телевидения, заполненного иностранными масс-культурными штампами и подаваемое юному русскому зрителю без контроля со стороны взрослого.
Для того, чтобы понять механизмы психологического влияния мультипликационной продукции на становление личности ребёнка, мы проанализировали большое количество мультфильмов западного и отечественного производства, изучили массу специальной литературы и материалов СМИ. И пришли к выводу Слайд 3. – современные западные мультфильмы растлевают личность наших детей. Происходит это по двум основным направлениям:
1. Размывание национальной идентичности детей
2. Морально-нравственное растление детей
Рассмотрим механизмы влияния западной и отечественной мультипликационной продукции на размывание либо соответственно – становление национальной идентичности детей и морально-нравственное растление личности ребёнка либо соответственно его формирование.
1. Размывание национальной идентичности детей
Любой мультипликационный фильм, сделанный представителем какой-либо культуры, несёт целый ряд присущих его культуре идей, стереотипов, традиций.
Слайд 4 и 5. Приобщая детей к западному мультфильму, мы приобщаем его к западной культуре. Западные традиционные праздники чужды нам, как чужды гамбургеры и пицца. Мы растим иностранцев в собственной стране. Воспитание подрастающего поколения на западных мультфильмах, которые потоками выливаются на миллионную детскую аудиторию, – это трагедия для будущего русского самосознания, удар по национальной идентичности. Это чревато потерей патриотизма и конкурентоспособности как мировой державы. Русская Слайд 6 и 7. культура, русский уклад жизни прослеживается в каждом отечественном мультфильме. Вера, традиционные праздники, обряды, русское народное творчество, труд и связанные с ним атрибуты, национальная кухня – это всё то, что формирует самобытный русский стержень.
2. Морально-нравственное растление детей
Слайд 8. Жестокость персонажей в западных мультфильмах преподносится как норма. Индивид стремится к превосходству над окружающими. Прежде всего - силовому. Данная мультипликационная продукция откровенно учит девиантному поведению. У детей смещаются понятия о добре и зле, картина мира строится иначе. Таким образом, формируется антисоциальное поведение. Слайд 9. Отечественная мультипликация воспитывает глубоко нравственную личность, умеющую прощать, защищать и принимать, творить, а не разрушать.
Самый важный, самый священный для ребенка образ женщины, в сказках всех народов мира - это образ матери. В большинстве американских мультфильмах материнский образ представлен, как нечто неприглядное, бесперспективное. Слайд 10. Например, в мультфильме «Красавица и Чудовище» мимолётно показана немолодая, некрасивая женщина, с чертами, искаженными раздражением и ненавистью. А на руках у нее, сразу не разберешь, то ли поросята, то ли человеческие младенцы. Более отвратительный образ матери невозможно представить. Зрительный образ, который появляется на экране на очень короткое время, называется у профессионалов «25 кадром», и сознание не успевает оценить его критически. Но такие образы записываются прямо в подсознание. Это воспитывает у девочек отвращение к материнству вообще, и к многодетности, в особенности. В отечественных мультфильмах образ матери совершенно противоположен Слайд 11. – молодая и красивая, счастливая и успешная, нежная и заботливая, такая, которой ребёнок может гордиться.
Женский образ в западных мультфильмах наделяется мужскими качествами. Слайд 12 и 13. Следствие этого - стирание половых границ и сексуальная дезориентация в будущем. В русских мультфильмах женские образы целомудренны и скромны.
Женские персонажи Слайд 14 западных мультфильмов физиологичны и обладают прекрасно развитыми формами взрослых женщин, которые умеют этими формами пользоваться. Такую модель поведения девочки копируют автоматически. В русских мультфильмах женственность выражена, скорее, через духовные качества.
Западные мультфильмы раньше времени растормаживают в ребенке сферу сексуальных влечений. Слайд 15. В них муссируются взрослые стереотипы поведения. Это калечит детскую психику. Такие кадры провоцируют в детях интерес, который должен еще долго и крепко спать. А для нормального развития ребенка в период первого интереса к противоположному полу, ему необходима сказка, романтика, тайна.
Как мы видим, проблема влияния западных мультфильмов на сознание детей актуальна не только для дошкольного образования, но и для младших и средних школьников. Проблема глубока, серьёзна и масштабна. В рамках нашего детского сада мы решаем эту проблему реализацией проекта «Мультфильм своими руками».
Цель проекта - Приобщение детей к русскому мультипликационному фильму, который является носителем национальной культуры, русских традиций, самобытного русского менталитета, родного языка.
Задачи проекта:
1. Собрать статистические и аналитические данные по проблеме проекта.
2. Совместно с детьми создать мультфильм на основе русской народной сказки.
3. Научить детей избирательно относиться к выбору того или иного мультипликационного фильма для его просмотра в досуговое время; аналитически подходить к увиденному : выделять главное, делать правильные выводы.
4. Привлечь внимание родителей к выбранной проблеме, обеспечить их максимальное участие в реализации проекта.
Презентацию мультфильма, созданного своими руками, начнут сами ребята, без энтузиазма, творчества и любознательности которых мультфильм не получился бы вовсе. Итак, рада представить вам команду мультипликаторов детского сада №18.
Ребят, которые будут рассказывать о создании мультфильма, я прошу выйти к экрану.
Рассказ детей.
Презентация созданного мультфильма(3 части).
Уважаемые коллеги, наша миссия, миссия – педагога, в воспитании подрастающего поколения без преувеличения велика. Мы ответственны за то, каким вырастет ребёнок. Мы очень надеемся, что вы увидите и поймёте поднятую нами проблему также, как видим и понимаем её мы.
Ребёнок ведомый, взрослый может направить развитие ребёнка, исправить что-то
Правильному восприятию киноискусства нужно учить так же, как и восприятию музыки и живописи.
Спасибо за внимание
Для просмотра скопируйте ссылку и вставьте в адресную строку.