Ирина Рябичева
Семинар-практикум детско-родительских отношений на тему «Почему ребенок ведет себя плохо?»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум детско-родительских отношений
на тему: «Почему ребенок ведет себя плохо?
Цель: Повышение педагогической и психологической компетенции родителей.
Задачи:
1. Выяснить отношение родителей к своему ребенку.
2. Познакомить с причинами проявления негативных эмоций у детей, взрослых.
Публикация «Семинар-практикум детско-родительских отношений на тему „Почему ребенок ведет себя плохо?“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
3. Подчеркнуть важность формирования положительного отношение к себе как основы психологического здоровья ребенка.
Оборудование: мяч, мягкие игрушки, схема «Кувшин эмоций», список высказываний на красных и синих карточках,
Этапы занятия:
1. Организационный этап.
Представление. Приветствие и установка на работу. Ожидания.
Установка на работу:
Добрый вечер, сегодня мы вновь поговорим о наших детях. Тема нашей встречи излишняя детская эмоциональность, агрессивность, мы рассмотрим с вами варианты поведения детей в конфликтной ситуации, попробуем найти тот способ, которым не овладел ещё ваш ребенок. Надеюсь, встреча пройдет с пользой для всех, и каждый из вас возьмет для себя в свою педагогическую, родительскую копилку наиболее важный и правильный метод воспитания.
Игра «Мяч по кругу»
Цель: Вербализация ожиданий от встречи, каждым участником.
2.Основной этап.
Игра «Ассоциация»
Цель: диагностическое упражнение с целью выявить отношение родителей к своему ребенку через проекцию своего отношения к ребенку на игрушку. Предлагаю из предложенных детских игрушек выбрать ту игрушку, которая ассоциируется с вашим сыном, дочерью, внуком…. Игрушку, которая чем- либо напоминает вам вашего ребенка.
Вопрос: Почему вы выбрали именно эту игрушку? Чем именно напоминает игрушка вашего ребенка?
Упражнение «Выбор фразы»
Карточки синего цвета. «Выберите одну проблему, один негативный момент в поведении вашего ребенка то, что вас беспокоит, волнует в сыне или дочери»
Цель: анализ фраз, уточнения проблем родителей в воспитании детей.
Рассматривание плаката с изображением «Кувшина эмоций» Ю. Б. Гиппенрейтер.
Цель: анализ причин негативного поведения ребенка. Что наши дети хотят нам этим сказать.
Рассмотрим истоки, причины негативного поведения человека, ребенка. Представим наши эмоции в виде кувшина.
Гнев, Злоба. Агрессия – эти чувства находятся в первом слое нашего кувшина эмоций и можно назвать их разрушительными, так как они разрушают и самого человека: его психику, здоровье, а также и взаимоотношения с окружающими с другими людьми.
У детей эти разрушительные эмоции проявляются во внешнем поведении: обзывание, оскорбление, ссоры и драки, наказания, действия «назло» и т. д.
Отчего возникает гнев? Гнев – чувство вторичное, и происходит оно от переживаний совсем другого рода, таких как боль, обида, страх.
Например: ребенок потерялся в большом магазине. Ребенка приводит милиционер. Мать встречает ребенка гневным выговором. Что стоит за этим гневом? Конечно, пережитые, страх и беспокойство за малыша.
Боль, обида, страх, досада находятся во втором слое кувшина эмоций и являются причиной этих разрушительных эмоций. Все они страдательные. В них присутствует в большей или меньшей мере доля страдания. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, из боязни унизиться, показаться слабым… иногда же человек и сам не очень осознает («Просто зол, а почему - не знаю?») Скрывать чувства и эмоции нас еще учат с детства. Отец наставляет сына: «не реви, лучше научись давать сдачи!»
Этот «безобидный» на первый взгляд, совет - начало пути по которому, если идти без оглядки, можно дойти до принципа «око за око»
Отчего возникают страдательные чувства? Причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей.
Каждый человек независимо от возраста нуждается в пище, сне, тепле, физической безопасности и т. п. -это органические, физиологические потребности.
Но существуют и потребности связанные с общением. А в широком смысле слова – с жизнью человека.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, уважали. Чтобы у него был успех - в делах, учебе, на работе. Чтобы он мог себя реализовывать, реализовывать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
Если в стране нет экономического кризиса и войны, то в среднем органические потребности удовлетворяются. А вот перечисленные потребности всегда находятся в зоне риска!
Предположим человеку крупно не везет: одна неудача за другой. Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть в самоуважении. Может возникнуть стойкое разочарование в своих силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».
И так стоит дело с любым негативным переживанием: за ним всегда найдем, какую-нибудь не реализованную потребность.
Что лежит ниже слоя потребностей?
При встрече спрашиваем как дела? Ты счастлив? Ответы: «Ты же знаешь я невезучий» или «У меня все хорошо - я в порядке!». Ответы отражают переживания о самом себе, отношение к самому себе. Оптимист или пессимист.
То есть лежит переживание себя, восприятие себя, самооценка. Дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и взрослыми, менее успешны потом во взрослой с жизни.
Самооценка закладывается в раннем возрасте и зависит от того как родители общаются с ребенком, как относятся к его недостаткам, промахам.
Общий закон прост в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.
В этом смысле у маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя строится извне; и рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким его видят другие.
Положительное отношение к себе - основа психологического выживания и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
Он ждет от нас подтверждения того что он хороший, что его любят, что он может справляться с посильными делами. Все это базисные стремления ребенка и вообще всякого взрослого человека.
Упражнение «Выбор фразы»
Карточки красного цвета.
«Подберите к карточке синего цвета, карточку красного цвета, на которой, как вам кажется выражено то, что хотел вам своим поведением сказать ребенок».
Цель: анализ каждой фразы, в зависимости от потребности ребенка.
3. Заключительный этап.
Подведение итогов работы на семинаре-практикуме.
Упражнение «Комплимент»
Поблагодарить одним предложением любого участника группы, за работу, полученный ответ на вопрос, открытие…и т. д.
Цель: развитие родительского самоанализа, рефлексия.
Литература.
Гиппенрейтер Ю. В "Общаться с ребенком. Как?" ЧеРо Москва 2000
Приложение № 1
Содержание карточек синего цвета
(проблемы, беспокойство в ребенке)
Очень активный
Капризный
Упрямый
Истеричный
Тиран
Нарушает правила взрослых
Нарушает правила поведения
Закатывание истерики
Спорит со взрослыми
Не управляем
Часто плачет
Дерется и кусается
Медлительный
Плаксивый
Капризный
Агрессивный
С бушующей энергией
Вмешивается в разговор взрослых
Приложение № 2
Содержание карточек красного цвета
(Что своим поведением хочет сказать ребенок)
Мне интересно, что будет…
Обратите на меня внимание
Мне весело
Я главный
Хочу спать
У меня такой характер
Я устал
Хочу быть как взрослый
Обратите на меня внимание
Я тоже личность
Я утверждаю себя
Подольше побудь со мной…
Я могу больше, вы даете мне маленькую нагрузку
Я тоже имею право на своё мнение
Я недомогаю, болит голова и животик
Я не знаю как себя вести, я умею только так…