Наталья Климова
Семинар-игра «Коррекционные возможности сюжетно-ролевых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар ИГРА
Коррекционные возможности сюжетно-ролевых игр
(из опыта работы)
Сюжетно-ролевая игра – самая привлекательная деятельность для детей. Ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях, и в отношениях, и в суждениях. Ролевая игра позволяет развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, игра определяет роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Публикация «Семинар-игра „Коррекционные возможности сюжетно-ролевых игр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Сюжетно-ролевая игра-королева игр. Она развивает: потенциальные возможности детей, имеет решающее значение для психического развития ребенка, является формой моделирования ребенком социальных отношений, обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают ее от других видов игр.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры
1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и взрослого и говорят, что иногда надо делать то, что совсем не хочется. В сюжетно-ролевой игре, там правила вытекают из самой сути игры.
2. Социальный мотив игр. Закладывается в сюжетно-ролевой игре. Игра – это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений.
3. В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие. Игра ребенка очень богата эмоциями часто такими, которые в жизни еще не доступны.
4. В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, формированию его интересов.
5. В сюжетно-ролевой игре развивается воображение и творчество. Дети намечают общий план, последовательность действий. А во время игры возникают новые идеи, новые образы.
6. Развивается речь. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выражать свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Перед педагогами стоит задача сформировать у детей с ОВЗ знания и умения необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни. В связи с особенностями развития, у детей с ОВЗ не происходит спонтанного усвоения общественного опыта, поэтому они нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии. И в этом огромное значение имеют сюжетно-ролевые игры.
Они выполняют огромную роль в процессе развития детей, их адаптации, социализации, коррекции и воспитания. Сюжетные игры имеют социальную природу и строятся на расширяющемся представлении детей о жизни взрослых.
Цель игры: развивать и обогащать социальный опыт, развивать интерес, учить объединяться детей в группы, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, создавать игровые замыслы. Дети в доступной и занимательной форм е усваивают навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нормы общепринятого поведения, правила общения, учатся социально-бытовым навыкам.
Основные функции игры:
1. Развлекательная – основная функция игры развлечь, доставить удовольствие, побудить интерес.
2. Коммуникативная – игра вводит ребят в реальный контекст человеческих отношений, способствует развитию речи.
3. Самореализация в обществе – игра важна как сфера реализации себя как личности.
4. Игротерапевтическая – игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими.
5. Коррекционная - коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклонениями в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
6. Диагностическая это деликатный, гуманный способ наблюдать за ребенком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие.
7. Социальная - формирование личности как полноправного члена коллектива.
Игра - основная деятельность детей. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями. Игра является формой активного, творческого отображения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию деятельности. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, поэтому в ней переплетается реальность и вымысел.
Известно, что игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно воздействуют на его чувства. Чтобы полностью использовать игру в воспитательных целях, следует знать особенности, интересы каждого ребенка.
В рабочей практике я часто организую сюжетно-ролевые игры. Иногда игры приводят к самым неожиданным результатам. Ученик Д… на первом году обучения очень любил пластилин с тактильной точки зрения. Ему нравилась фактура пластилина, но лепка его не прельщала. После серии игр «Мы едем в гости» я заметила, что он не просто лепит персонажей, чего раньше не было, а создает целые сюжетные линии. Многие сюжетно-ролевые игры несут практическую нагрузку. Например, игры «Магазин» и «Мы играем в доктора». После серии игр в «доктора» дети меньше боятся визитов в медицинские учреждения. Данные визиты ассоциируются с игрой и уже не вызывают сильного страха. А игры в «Магазин» формируют у детей понятие «деньги». Родители аппелируют к отсутствию денег и ребенок более спокойно воспринимает то, что он не получит желаемого.
Я сама принимаю непосредственное участие в игре. Выполняю определенную роль, осторожно направляю развитие игры, отношения детей. Что же происходит с игрой? Стало общим методом утверждение, что детей надо учить играть. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все «как будто», «понарошку». Ребенок может стирать кукольную одежду воображаемым мылом, может быть «врачем» и «лечить» больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой самой «взрослой» профессии. Все эти возможности сюжетной игры расширяют практический мир детей и обеспечивают ему внутренний комфорт.
Организация развивающей среды - необходимое условие формирования игровой деятельности детей. Требования к характеру и организации развивающей среды остаются едиными. Процесс обучения детей с проблемами интеллектуального развития в игре, в частности имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в игре активно обогащается и развивается словарь детей с ОВЗ. Формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. Систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности. Игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, формировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.
Литература
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2001. – 320 с.
2. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 416 с.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1991. – С. 12–62.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. – С. 62–76.
5. Гаврилушкина О. П. Социализация и развитие знаково-символической деятельности у дошкольников, отстающих в развитии // Ранняя социализация детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. – Минск, 1997. – С. 24–32.