Татияна Кузнецова
Семинар для родителей «Семья. Семейный климат»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для родителей
«Семья. Семейный климат»
Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи возрастает ее ответственность за воспитание детей. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна.
В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражать взрослым, приобретать жизненный опыт, усваивать нормы поведения.
Публикация «Семинар для родителей „Семья, Семейный климат“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям присуща активная жизненная позиция, проявляющаяся в широте интересов, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы.
Поэтому родителям следует помнить, что воспитание ребенка и организация его жизни начинается, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Никакая «мелочь», нарушающая эмоционально – нравственную атмосферу, не может не влиять на ребенка.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.
Будет ли первоначальный опыт общения ребенка с взрослыми в системе отношений взрослые – ребенок положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе. Если взрослые всё свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз ребенка создаются условия для процветания эгоцентризма.
Только там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам ее, разделяет общие заботы, выполняет в меру своих возможностей определенные трудовые обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.
Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Необходимо знать, что возможности маленького ребенка велики, но не безграничны. Ребенку дошкольного возраста на каждом этапе его развития присущи специфические особенности.
Склонность к подражанию, импульсивность, преобладание чувств над разумом, недостаточная способность к волевым усилиям, к самоконтролю собственных поступков, отсутствия жизненного опыта, стремление к самостоятельности, к открытию нового – всё это непременные спутники дошкольного детства.
Дошкольный период детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. В это время происходит бурный рост всего организма, развитие мозга и связанное с этим усложнение процессов высшей нервной деятельности.
Ребенку седьмой год, он в преддверии школы.
«Мы самые старшие!»- говорят выпускники детского сада. Теперь в воспитателе они видят учителя. У будущего первоклассника интенсивно развиваются познавательные интересы, наблюдательность, любознательность, стремление к узнаванию нового. Он остро воспринимает события окружающей действительности, питающей его ум и чувства. В этом возрасте у ребенка уже должны быть сформированы любовь к труду, чувство ответственности за порученное, за собственное поведение, умение вести себя хорошо не только в присутствии взрослых, но и в их отсутствие.
Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих факторов, среди которых особенно важны, индивидуальные психофизиологические особенности и способности ребенка к усвоению нового; условия его жизни; родительская требовательность, которая, как известно, может либо ускорять развитие детей, либо, наоборот, тормозить; характер отношений взрослых с ребенком; общая семейная атмосфера; интересы взрослых членов семьи и др.
Чем старше ребенок, тем осознаннее становится его поведение. У старшего дошкольника поведение в большей степени подчинено контролю разума. У дошкольника обогатился жизненный опыт, он знает многие правила поведения, и благодаря развивающейся способности к волевым усилиям он может и должен сдерживать свои желания. Старшие дети уже могут властвовать собой, то есть, заставить себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо, необходимо. Ведь им уже известны многие нравственные понятия, они понимают, что можно считать хорошим, а что плохим.
У любого ребенка можно сформировать лучшие черты характера. Хорошие успехи в учебе, труде, добрые, высокогуманные отношения с людьми доступны всем детям.
Воспитание всегда творческий поиск, не терпящий бездумности и скороспелых решений. Взрослому приходится не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и разбираться в побудительных мотивах его поступков, сложившейся ситуации, предвидя реакцию на тот или иной педагогический прием. Умение понимать ребенка, его состояние и мотивы поведения позволяет наиболее правильно определить соответствующий подход к нему.
И еще: в любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными, помнить о роли примера в воспитании и потому быть всегда и во всем образцом для детей.