Хабибуллина Ольга
Семинар для родителей «Как воспитать ребёнка счастливым»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• сформировать представление о потребностях детей, об необходимости удовлетворения их родителями,
• сформировать представление о «зоне ближайшего развития» ребенка.
Время: 2 часа
Материал: доска, мел, листы формата А-4, ручки, цветные маркеры, плакат «Пирамида потребностей» (А. Маслоу).
Содержание:
1. Представление участников.
2. Ознакомление с целями тренинга
Время: 10 -15 минут
Публикация «Семинар для родителей „Как воспитать ребёнка счастливым“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
3. Работа в микрогруппах. Участники объединяются в микрогруппы по 2 – 3 - 4 человека. «Ваша задача обсудить и написать потребности развития ребенка и способы удовлетворения этих потребностей» Каждая микрогруппа представляет результат своей работы. Общие выводы – составить список потребностей и обсудить способы удовлетворения этих потребностей - записывается на доске – ознакомление с пирамидой потребностей по А. Маслоу (плакат).
Иерархия потребностей Маслоу
Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.
Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)
Физиологические потребности
Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями.
Потребность в безопасности
После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности).
Потребность в принадлежности и любви
Человек жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего.
Потребность в признании и уважении
Каждый человек постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.
Потребность в самоактуализации
Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник — писать картины, а поэт — сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации. Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно.
Потребность в познании и понимании
Эстетические потребности
Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна. Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности, в законченности, в системе, в структуре.
Потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая потребность, более высокого уровня, проявится и станет действующей.
Если какая-либо потребность в детстве не была удовлетворена, то в ситуации выбора человек, как правило, идёт на поводу этой не удовлетворённой потребности, пренебрегая потребностями более высокого порядка.
Время: 40 - 50 минут
«Зона ближайшего развития».
Известно, что в каждом возрасте для каждого ребёнка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участи взрослого или же не доступны вообще. По мере развития ребёнка круг дел, которые ребёнок начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счёт тех дел, которые он раньше выполнял только вместе со взрослым, а не за счёт тех, которые лежат в третьем круге— “недоступные вообще”. Другими словами, завтра ребёнок будет самостоятельно делать, то что сегодня делает вместе со взрослым.
Зона дел «вместе со взрослым» — золотой запас развития ребёнка, его потенциал на ближайшее будущее
Поэтому:
Делайте вместе с ребёнком те дела, которые он пока не может делать самостоятельно.
Занимаясь совместно с ребёнком каким-либо делом :
• Возьмите на себя выполнение только тех действий, которые ребёнок не может пока выполнять, остальное предоставьте делать ребёнку.
• По мере усвоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.
Дети обожают заниматься совместной деятельностью со своими родителями : делать поделки, готовить салат, убирать квартиру, ремонтировать бытовой прибор, осваивать арифметику и т. п. Здесь родителей подстерегает двойная опасность:
Первая опасность—слишком рано переложить «свою» (непосильную пока для ребёнка) часть ответственности на ребёнка. В этом случае ребёнок не справившись с действием, может почувствовать свою не состоятельность, испытать негативные эмоции и потерять желание заниматься этим видом деятельности.
Вторая опасность—слишком долгое и настойчивое участие родителей, так сказать, занудливое руководство, в совместном деле. Которое в свою очередь может вызвать у ребёнка скуку, раздражение или даже протест.