ольга зубкова
Семинар для педагогов ДОУ «Социальное партнерство-интегральный показатель качества дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по социальному партнерству как интегральному показателю качества дошкольного образования.
Задачи: выявить и проанализировать эффективность взаимодействия, используемых форм и методов; изучить опыт учреждений образования региона и разработать примерную программу взаимодействия ДОУ и социального партнера; совершенствовать социальное партнерство по всем направлениям деятельности на уровне города, района.
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Социальное партнерство-интегральный показатель качества дошкольного образования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Особенности организации: проблемный.
Форма проведения: семинар.
Ход семинара:
I. Деятельность педагогического коллектива за 2011/2012 годы.
по реализации программ взаимодействия с различными социальными институтами. (Заведующий)
П. Выступления специалистов ДОУ по взаимодействию с социальными институтами :
1. Анализ состояния раздела «Эстетическое воспитание и развитие». (Музыкальный руководитель ДОУ.)
2. Анализ работы с родителями «Родители - наши социальные партнеры». (Старший воспитатель).
3. Анализ состояния психологического сопровождения и здоровья воспитанников. (Педагог-психолог.)
III. Принятие проекта решения педагогического совета.
Ход семинара:
I. Деятельность педагогического коллектива по реализации программ взаимодействия с различными социальными институтами. Аналитическая справка за 2011/12 годы (Заведующий).
П. Выступления специалистов ДОУ.
1. Анализ состояния раздела «Эстетическое воспитание и развитие». (Музыкальный руководитель.)
Социальное партнерство в ДОУ имеет ряд характеристик, отражающих современные социальные реалии. Если раньше традиционное общение дошкольных учреждений с социумом отличалось значительной степенью директивности, присутствием внешнего давления, то сейчас такое партнерство характеризуется, прежде всего, добровольностью, паритетным характером отношений, балансом интересов.
Поэтому мы заинтересованы во взаимном сотрудничестве, так как это способствует развитию творческого потенциала дошкольников, самовыражению и раскрытию воспитанников.
Анализируя наше взаимодействие с социумом на городском и районном уровне (сотрудничество со школой искусств, детской библиотекой г. Зеленогорска, ДДТЮ г. Зеленогорска, ДДТ «На реке Сестре») мы можем представить следующие формы взаимодействия:
• совместные мероприятия (концерт, подготовленный силами педагогов и учащихся школы искусств);
• конкурсы, фестивали, выставки детского творчества;
• игровые программы, тематические занятия, мастер-классы;
• спортивные соревнования;
• участие в различных акциях.
В дальнейшем хотелось бы продолжить тесное сотрудничество и взаимодействие с вышеперечисленными структурами и наметить перспективу: составление совместных планов, договоров о проведении регулярных творческих мероприятий.
2. Анализ работы с родителями «Родители - наши социальные партнеры». (Старший воспитатель).
Переход к новым формам отношений между родителями и педагогами невозможен в рамках закрытого детского сада. Он должен стать открытой системой. В ДОУ необходимо создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, трево-гах и т. д. При этом пример открытости демонстрирует прежде всего педагог.
«Открытость детского сада» - это вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Важно отмечать и поощрять любое стремление членов семьи ребенка к сотрудничеству. При наличии достаточно активной, систематической, с индивидуальным подходом работы с родителями воспитательно-образовательный процесс станет намного эффективнее.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят их ребенок, поиграть с ним и другими детьми. Это помогает глубже понять объективность многих трудностей в работе ДОУ, принять участие в улучшении условий воспитания в группе.
Задачи работы детского сада с родителями предполагают:
• налаживание и установление взаимодействия с семьей;
• формирование открытости дошкольного образовательного учреждения;
• организацию педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей;
• изучение и репродуцирование опыта семейного воспитания (условий жизни и воспитания в каждой семье);
• ознакомление родителей с жизнью и работой в дошкольном образовательном учреждении.
Для того чтобы решались эти задачи, соблюдаются следующие условия:
• доброжелательность и внимание к родителям;
• учет специфики каждой семьи;
• дифференцированный подход к родителям;
• целенаправленность, системность, плановость работы с семьями.
Исходя из специфики налаживание контактов в ДОУ организуется следующим образом.
1. Первичные контакты между семьями и ДОУ. Установление связи с семьями заблаговременно. Характер связей может быть следующим:
• приглашение в ДОУ или родителей одних, или вместе с детьми;
• посещение педагогом семьи на дому;
• предоставление родителям письменной информации о работе ДОУ;
• встреча с родителями с целью выяснения условий посещения для ребенка.
2. Дальнейшие контакты и связи между родителями и педагогами ДОУ :
• ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят или забирают детей;
• неформальные беседы о детях («Можно ли поговорить о.») или запланированные встречи с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
• предоставление родителям письменного материала об их детях;
• предложения посетить врача, психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;
• оформление досок объявлений для родителей;
• организовать «родительские дни» с целью показать, как занимается их ребенок, познакомить с работой ДОУ.
3. Помощь родителей ДОУ:
• в качестве организаторов и спонсоров;
• в разделении обязанностей при подготовке мероприятий, разработке содержания игротеки, спортивного уголка и т. д. ;
• в сборе материалов для детских нужд;
• в организации совместных целевых прогулок, досуга, участии как героев на праздниках, утренниках.
4. Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ:
• предложение родителю находиться в группе, пока ребенок не привыкнет к ДОУ;
• приглашение остаться со своим (уже привыкшим) ребенком и присоединиться к занятиям, играм с детьми;
• оказание помощи при необходимости, например при проведении экскурсии.
5. Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка:
• родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания персоналом необходимости научить родителей взаимодействию с ребенком);
• родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги.
6. Общественная деятельность для родителей:
• радушие во взаимоотношениях с родителями, установлении социальных контактов на разовой или постоянной основе;
• постоянная группа или клуб общения для родителей.
7. Помощь родителям:
• оказание помощи родителям в воспитании, в некоторых вопросах по уходу за ребенком или чуткому к нему отношению;
• накопление информации и практических советов;
• помощь в решении проблем, поисках выхода из кризисных ситуаций.
Термин «взаимодействие» детского сада и семьи предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнеров, а не учеников воспитателя.
Понимая значимость данной проблемы, коллектив нашего ДОУ большое внимание уделяет разнообразным формам работы с семьями воспитанников, направленной на установление единства семейного и общественного воспитания.
В начале каждого учебного года проводится анализ типов семей наших воспитанников, в результате, которого мы, получив полные данные о количественном составе детей, применяем различные методы изучения семьи:
• анкетирование;
• наблюдение за ребенком и его общением с родителями;
• беседы с родителями и детьми;
• обследование с помощью специальных методик.
Для установления единства воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении и семье необходимо, чтобы родители ясно представляли себе, что такое детский сад, как организована в нем жизнь детей, какие задачи решаются воспитателями, чем дети заняты в течение дня и т. д.
Мы используем различные формы сотрудничества педагогов детского сада с семьей в целях обогащения знаний и умений родителей.
Индивидуальные формы работы с родителями:
• индивидуальные консультации;
• беседы;
• приглашение отдельных представителей семей для изучения их опыта воспитания;
• памятки.
В работе используем такие стимулирующие формы, как:
• родительские собрания;
• тренинги для педагогов по работе с семьями воспитанников;
• проведение «Дней открытых дверей»;
• совместное детско-взрослое проектирование;
• конкурсы;
• выставки;
• ярмарки;
• сайт;
• консультационная служба.
Об эффективности проводимой дошкольным учреждением работы с родителями свидетельствуют:
• появление интереса у родителей к содержанию занятий-тренингов, встреч, консультаций, о чем свидетельствуют не только их слова благодарности воспитателю, но и вопросы о том, когда состоится следующая встреча;
• возникновение дискуссий по инициативе самих родителей;
• ответы на вопросы родителей самими же родителями, приведение примеров из собственной жизни;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся формирования личности ребенка, его внутреннего мира, отношений с окружающими; стремление родителей к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышления родителей о правильности используемых ими методов воспитания, искренность, откровенность в признании своих ошибок;
• повышение активности родителей при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждение дискуссионных вопросов, а также посещение самих мероприятий, проводимых в детском саду.
Комплекс форм и методов общения с семьей, проводимых ДОУ, помогает установить контакт педагога с родителями, заинтересовать их вопросами воспитания, помочь им переосмыслить свои методы воспитания, грамотно их использовать, что в конечном итоге скажется на изменениях педагогического воздействия на ребенка в семье.
В перспективе планируется начать углубленную работу по гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ в трех направлениях: дети, педагоги и родители.
3. Анализ состояния психологического сопровождения и здоровья воспитанников. (Педагог-психолог)
III. Принятие проекта решения педагогического совета.
Проект решения педагогического совета :
• Признать состояние работы по социальному партнерству удовлетворительным.
• Расширить границы и углубить содержание проблемы социального партнерства на 2012/2013 годы.