юлия сухова
Секреты масляной живописи «Автопортрет в технике Микеланджело де Караваджо»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа над автопортретом в технике масляной живописи является дальнейшим развитием знаний учащихся в искусстве портрета. В этой работе молодой художник имеет возможность углубить свои познания по анатомии, приобрести умения и навыки работы масляными красками в технике классической живописи.
Автопортрет интересен для учащихся, потому что это портретное изображение художником самого себя. Художник, являясь одновременно автором и моделью, лучше других знает черты своего характера, особенности эмоциональных состояний. Поэтому нередко автопортреты в психологическом плане более достоверны, чем портреты окружающих.
Публикация «Секреты масляной живописи „Автопортрет в технике Микеланджело де Караваджо“» размещена в разделах
Юлия Ю. "Автопортрет"
Одна из сложных задач, которая ставится в этой работе перед учениками - это изучение техники живописи Микеланджело де Караваджо. На истории искусств было изучено творчество этого великого художника.
Родившись в окрестностях Бергамо, Караваджо учился в Милане у маньериста Симоне Петерцано, объявившего себя последователем Тициана. В возрасте двадцати лет он обосновался в Риме, где оставался до 1606г., когда, случайно убив в драке молодого человека, бежал в Неаполь, затем на остров Мальту и на Сицилию. Он умер тогда, когда, прощенный римским папой, возвращался в Рим. Его жизнь была бурной и безрадостной; предельное нравственной и религиозное напряжение придавало его живописи революционный характер. Караваджо отверг общепринятую идеализацию образов, сделав акцент на реализме изображения, усиленном драматичностью композиций с помощью мастерской работы со светом.
Тонкая работа со светом и тенью, предложенная Караваджо и перенятая его последователями, помогла оживить итальянскую живопись. Придание объемности фигурам позволило контролировать фокус и акценты картины, наполнять произведения глубиной и драматичностью.
Классическая техника письма – это многослойная живопись. Для практического понимания учащимися этапности работы мною были сделаны живописные этюды.
1. Наносится на холст грунт (имприматура). Имприматура несет объединяющий цвет и сразу задает колорит произведению. Микеланджело де Караваджо использовал темные грунты. Прописываем грунт акриловыми красками – сиена жженая и черная в несколько слоев.
2. Наносим на холст изображение с картона. Перенесение контура рисунка на грунт мелом или углем и фиксации его подходящей краской (карельская черная).
Фото и работа автора.
3. Первая пропись. В нее входит: правильность рисунка кистью, светотень делается по имприматуре, работаем тремя красками. Прописываем фон черной, рекомендуется Ivory Black, мы писали Karelian Black. Эти краски более прозрачные, чем сажа газовая. В тенях работаем краской Raw Umber (умбра натуральная). Затем работаем со светом Titanium White (белили титановые). Работе необходимо просохнуть. После прописи следует подмалевок.
Фото и работа автора.
4. Вторая пропись. Также работаем тремя красками Raw Umber, Karelian Black, Titanium White. Делаем плавные переходы. Уточняем полутона и рефлексы. Даем работе хорошо просохнуть.
Фото и работа автора.
5. Подмалевок или основной слой. Нанесения цвета. На светах подмалевок пишется краской Yellow ochre (желтая охра, полутона прописываются краской Burnt Sienna (сиена жженая) Использовали English Red (английская красная). Тени углубляли все теми же красками Raw Umber, Karelian Black, Аккуратно сухой кистью сглаживали переходы. Постепенно работая в этой ограниченной палитре формировался объем лица. Также одновременно шла работа над одеждой и волосами. Уточнялись цветовые нюансы. После этого можно переходить к следующему этапу - лессировкам.
Фото и работа автора.
6. Завершающий слой - лессировки. Проработанный подмалевок для живописного звучания лессируют жидко на просвет красками. Лессировки утемняют и утепляют основной слой. Жидко разводя на разбавителе другие краски, добиваются просвет.
Эта приблизительная схема трехслойного метода у разных мастеров имела свои особенности. В наше время этот метод можно использовать, перерабатывая и дополняя свое техническое мастерство, обогащая возможности красок работой цвета на просвет.
Работы учащихся детской школы искусств им. А. И. Плотнова
Мария Е. "Автопортрет"
Илья Г. "Автопортрет"
Любовь К. "Автопортрет"
София Б. "Автопортрет"
Анастасия С. "Автопортрет"
Дарья Д. "Автопортрет"