Ольга Степанченко
Сценарий зимнего праздника для детей старшего дошкольного возраста «Русские традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Данный материал будет полезен для работы
с детьми в дошкольных образовательных учреждениях и способствует формированию интереса к культуре своего народа,его традициям, обычаям, обрядам: русские календарные праздники, народное песенное искусство, русские музыкальные инструменты. Учит быть активными участниками мероприятия, петь, плясать, перевоплощаться в образы. Воспитывает интерес к русской истории, развивает выразительность русской речи, обогащает словарный запас. Праздник проводится в музыкальном зале детского сада, рассчитан на 1 час.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение русских народных сказок, заучивание
Публикация «Сценарий зимнего праздника для детей старшего дошкольного возраста „Русские традиции“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2015
стихотворений, пословиц, поговорок, песен. Народные и ролевые игры. Знакомство с бытом на Руси: рассматривание национальных костюмов, предметов быта. Просмотр презентации «Русская народная кукла». Работа с родителями и с социумом: дни рождения в национальном стиле, изготовление костюмов, выставка работ народного творчества.
ЦЕЛИ: Приобщение детей к традициям славянской культуры, наследию
русского народа. Закрепление полученных знаний о жизни и быте славян на Руси.
ЗАДАЧИ:
формировать интерес к русским народным традициям;
развивать сотрудничество, сотворчество: педагог-ребенок-родители;
раскрывать творческие способности детей, приобщать к общечеловеческим ценностям;
воспитывать нравственность, уважение к традициям наших предков.
УЧАСТНИКИ: дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
приобщение детей к традициям славянской культуры, наследию
русского народа, через сопереживание и непосредственное участие в общем
действии;
создание атмосферы радости приобщения к традиционным народным
праздникам;
повышение познавательного интереса среди детей и родителей к русским народным традициям.
НЕОБХОДИМЫЙ МАТЕРИАЛ:
1. Макет русской избы, стол, кукла-берегиня, горшочки для гадания, бусы, лента, кольцо, полотенце, хлеб.
2. Игра «Поймай рыбку» (на магните)
3. Музыкальные инструменты для мальчиков.
КОСТЮМЫ:
1. Зима – костюм зимы
2. Хозяюшка- кофта, юбка, фартук, платок
3. Коляда- платье в русском стиле, шаль
4. Девочки- сарафан, кофта, платок
5. Мальчики- костюмы ряженных
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКА:
1. Вводная часть
приветствие, вход детей в зал
2. Основная часть
рассказы о народных праздниках, песни, игры, пляски
3. Заключительная часть
игра малой подвижности, чаепитие.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Вводная часть
Выходит зима:
Идет зима дорогами,
Крадется, как лиса,
Покрыла все сугробами,
Заснежила леса,
Звенят сосульки в тишине,
Осколки хрусталя,
Уснули реки подо льдом,
Под снегом спит земля.
ДЕТИ ЗАБЕГАЮТ В ЗАЛ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ «КАБЫ НЕ БЫЛО ЗИМЫ»
Основная часть
ЗИМА: Кабы не было зимы,не было б и зимних праздников! Ребята, а какие праздники зимы вы знаете?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: (Новый год, рождество, святки, крещение, масленица)
ВЕДУЩАЯ: Поиграть, позабавиться собрались дети тут. И тебе, наша зимушка,
дети песню споют!
ПЕСНЯ «МУЗЫКА ЗИМЫ» (сл. и муз. З. Роот)
ЗИМА: Ребята, посмотрите, мы с вами стоим перед избой (звучит музыка,
открывается окошко, появляется хозяюшка).
ХОЗЯЮШКА:
В доме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу!
Приходите, кто с добром,
Мы всегда вас в гости ждем.
Здравствуйте, гости дорогие!
ДЕТИ: Здравствуй хозяюшка, можно к вам в гости?
ХОЗЯЮШКА: Проходите, проходите. Наши предки были очень гостеприимными людьми, а дверь в доме была открыта для гостей, а на столе всегда стояла некая еда. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, какое угощение было главным на столе: «Черная гора, а всем мила?»
ДЕТИ: Хлеб!
ХОЗЯЮШКА: А какие вы знаете пословицы о хлебе?
ДЕТИ:
1. Хлеб- всему голова.
2. Нет хлеба- нет обеда.
3. Хлеб – батюшка, водица –матушка.
ХОЗЯЮШКА: Славяне занимались не только хлебопашеством, они были охотниками и рыболовами.
ИГРА «ПОЙМАЙ РЫБКУ»
ХОЗЯЮШКА: Послушайте, ребята, я хочу вам рассказать какие у славян были игрушки. Когда в семье появлялся малыш, мама делала «куклу-берегиню» и укладывала в колыбельку. Кукла дремала и оберегала его спокойный сон и здоровье. Посмотрите из чего сделана «берегиня»?
ДЕТИ: Из ткани.
ХОЗЯЮШКА: Правильно. Но из ткани делали не только «берегинь», но и кукол для игры. Вспомните, из чего еще делали игрушки?
ДЕТИ: Из дерева, соломы, глины.
ХОЗЯЮШКА: Правильно. В куклу могло превратиться простое полено, и даже деревянная ложка. А еще в старину очень любили делать матрешек.
ВЫХОДЯТ ДЕВОЧКИ МАТРЕШКИ:
1. В лавке на прилавке, матрешечки стоят,
Удивляет, завлекает незатейливый наряд!
Сарафаны расписные, щечки зорькою горят,
Матрешки, как живые, шлют улыбки всем подряд.
2. Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
3. Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
4. Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
5. Мы матрешки озорные,
А веселые какие,
Раз- два –три –четыре -пять
Любим все мы поплясать!
6. Громче хлопайте в ладошки,
Мы- забавные матрешки!
ТАНЕЦ МАТРЕШЕК
ХОЗЯЮШКА: А в наше время ложки научились расписывать и даже играть.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР «УДАЛЫЕ ЛОЖКАРИ» (мальчики)
СТУК В ДВЕРЬ. ЗАХОДИТ КОЛЯДА:
Здоровеньки,гости дорогие,
Жданные, званные, желанные,
Проходи честной народ,
Интересное вас ждет!
Проходите, торопитесь,
Наши милые друзья,
Отдыхайте, веселитесь,
Здесь скучать никак нельзя!
Всех на праздник приглашаем,
Святок праздник начинаем!
В ЗАЛ ВХОДЯТ ДЕТИ РЯЖЕННЫЕ:
1. Здравствуйте, люди добрые,
С новым годом!
С новым счастьем!
Что б здоровы были,
Много лет чтоб жили. (Кланяются)
2. Ой, ребята, ныне святки,
Не пойти ль нам на колядки?
3. Там блины, козули,
И кисель в кастрюле!
4. По деревне все пойдем,
Коляду в домах споем!
ПЕСНЯ «КОЛЯДА»
ХОЗЯЮШКА: В старину на Руси был такой обряд, а назывался он «Колядой». С Рождества до Крещения ряженные ходили по дворам, пели песни, поздравляли,
да здоровья всем желали!
Дети:
1. Хозяйка, слезайте с печки,
Зажигайте свечки,
Открывайте сундучки,
Раздавайте пятачки!
2. Кто не даст пирога-
Корову за рога,
Кто не даст пышку-
Свинью за лодыжку!
3. Не дадут пирога-
Разобьем ворота,
Не дадут лепешки-
Разобьем окошки!
ХОЗЯЮШКА:
Ой, окошки не надо бить, а гостю дорогому я всегда рада!
ВЕДУЩИЙ:
Хозяюшка, а говорят, изба у тебя большая, да не простая?
ХОЗЯЮШКА:
Моя изба пирогом подперта, да блином покрыта!
ВЕДУЩИЙ:
Хозяюшка, а правда, что у тебя в доме всякие чудеса происходят и волшебные
вещи имеются?
ХОЗЯЮШКА:
А как же! Сейчас мы с вами погадаем, под горшочки заглянем.
(Дети встают в хоровод, на столе в центре круга горшочки, под горшочками лежат определенные вещи)
Дети идут по кругу и говорят:
Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется, станется,
Плохое пусть останется.
Дети поднимают горшочки, а хозяйка говорит, что это означает:
Полотенце- ждет дорога, путешествие;
Хлеб-в доме достаток будет и благополучие;
Колечко-сейте муку, пеките пироги, гости придут- женихи;
Лента- к богатству, к деньгам;
Бусы- жить в большой семье счастливой жизнью.
ХОЗЯЮШКА: А теперь, детвора, вам на улицу пора! Раньше девицы гадали,башмачок с ноги кидали, кто башмак тот подберёт, тот подружку и найдёт. Туфельку примеряй и подружку выбирай!
ИГРА «ВЫБЕРИ ПОДРУЖКУ»
Заключительная часть
ХОЗЯЮШКА: Собирайся детвора, вот еще одна игра!
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
ВЕДУЩИЙ: Спасибо тебе, хозяюшка, за рассказы твои интересные и игры веселые!
ХОЗЯЮШКА: За ваши уменья, примите угощенья! (выносит поднос с угощениями)
ВЕДУЩИЙ: Наш праздник подошел к концу.
Будьте здоровы,
Счастливы будьте,
Живите без бед много-много лет!
ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВЫХОДЯТ ИЗ ЗАЛА И ПРИГЛАШАЮТ РОДИТЕЛЕЙ НА ЧАЕПИТИЕ