Лихачёва Татьяна
Сценарий развлечения на фольклорном материале для родительского всеобуча «Весёлая ярмарка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения на фольклорном материале для родительского всеобуча:
«Весёлая ярмарка».
Задачи всеобуча:
1. Познакомить родителей с традиционными художественными промыслами России; особенностями народных праздников на примере русской ярмарки.
Публикация «Сценарий развлечения на фольклорном материале для родительского всеобуча „Весёлая ярмарка“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2021
2. Сформировать у родителей и их детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, речевое творчество, пение, движение, музицирование на народных инструментах.
3. Развивать музыкально-творческие способности детей в процессе фольклорной деятельности.
Зал празднично украшен. Стены украшают русские шали. На столах разложены изделия народно-прикладного искусства, а также ткани, самовар, овощи, фрукты, мёд, варенье, пряники, сушки; детские народные музыкальные инструменты.
Ход праздника:
Под русскую народную мелодию «Полянка» в зал входит ведущая праздника.
Ведущая:
- С давних времён у русского народа был обычай устраивать к праздникам весёлые ярмарки, на которые съезжались люди даже из далёких деревень. А на ярмарке чего только нет. Расписная посуда, сладости разные, ткани яркие.
Можно купить здесь и доброго коня и звонкую балалайку. А вот весёлые гармошки, свистульки, матрёшки забавные, пирамидки яркие. А в пузатом самоваре кипит чай! Тут и пряники печатные, и мёд душистый. Хорошо, весело на ярмарке!
Звучит русская народная мелодия «Коробейники», выбегают два скомороха:
1 скоморох: Эй, народ, поспеши
Побыстрее подходи.
Есть и ситец, и парча,
И заморские шелка.
2 скоморох:
Товаров наших не перечесть,
Для девиц и парнишек есть:
Кому сатиновый платок,
Кому кафтан и молоток.
1 скоморох: А вот Иванушка идёт.
Что-то он нам принесёт?
2 скоморох: Он на ярмарку ходил,
Посмотрите, что купил.
Иванушка показывает и называет: «курочку, уточку, коровушку!»
1 скоморох: Хороши покупки, они тебе в хозяйстве пригодятся!
2 скоморох:А девочки купили ложки расписные; сейчас они нам споют и сыграют!
Инсценировка «Где был, Иванушка?» р. н. п.
Рассказ о русской потешке.
Ведущая: Когда появляется долгожданный ребёнок, вам хочется быстрее начать общаться с ним. Но неожиданно открывается, что малышу нужен пока другой язык общения – не тот, к которому привыкли мы, взрослые, а совсем иной. Что сказать ему? Какую ласковую песенку спеть, чтобы он заснул? Какой весёлой говоришкой его развеселить, чтобы он счастливо улыбнулся вам в ответ?
У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство – его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек.
Потешки и пестушки
– это небольшие стихотворения – приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребёнком или действия самого ребёнка – потягивания со сна, одевание и т. д. Потешки и пестушки позволяют развлечь ребёнка или отвлечь его, если ему что-то не нравится; например умывание, еда. Они помогают приучить ребёнка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Они развивают речевые центры мозга ребёнка, мелкую моторику (знаменитые «Ладушки» и др. похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребёнку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора. Но главное, что даёт потешка – это налаживание контакта между родителями и ребёнком с самого рождения. Разучите несколько потешек и они помогут вам в этом. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте песенки вашему ребёнку, и вы почувствуете, как между вами устанавливается духовная и эмоциональная связь.
1 скоморох: Погляди-ка, народ,
Кто-то к нам сюда идёт.
Не шумите, не кричите,
А тихонечко сидите.
Дети инсценируют русские народные потешки.
1 потешка: - Тит, иди молотить!
- Живот болит.
- Тит, иди кашу есть!
- А где моя большая ложка?
2 потешка:- Ульяна, где была?
-На рынке.
-Что там видела?
-Утку в юбке,
Курицу в серёжках,
Свинью в рогоже -
Нет её дороже!
3 потешка:
Скоморох: Котя – коток! А что у тебя в сумочке?
Кот: Пирожок!
Скоморох: А где ты его взял?
Кот: Ходил котя на Торжок,
Купил Котя пирожок.
Скоморох: А что было дальше?
Кот: Пошёл котя на улочку,
Купил Котя булочку.
Скоморох: Самому ли съесть
Либо деткам снесть?
Кот: Я и сам откушу,
И ребяткам отнесу!
4 потешка: Скоморох выносит лоток с подарками: бусы, серьги,ленты. Показывает подарки и распевает песенку:
- Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги -
Куплю Маше серьги.
Останутся пятаки -
Куплю Маше башмаки.
Останутся грошики -
Куплю Маше ложки.
Останутся полушки -
Куплю Маше подушки.
Фольклорная инсценировка «Филимоновские игрушки».
На середину зала выходят «Филимоновские игрушки», останавливаются в характерных позах.
1 скоморох: На ярмарку со всей России игрушки красивые да товары нужные привезли! Кто сам привёз, а кто коробейникам продать передал!
2 скоморох: Посмотрите, из деревни Филимоново, что в Тульской губернии, привезли на ярмарку игрушки. Медведь-музыкант пришёл на ярмарку народ повеселить, песен попеть, бочку мёда купить.
А вот это – разодетая дама с кавалером. По ярмарке гуляет, внимание на себя обращает.
1 скоморох: Посмотрите, барышня уточку под мышкой крепко держит, чтобы та не вырвалась, да не убежала. Оттого утка так пронзительно и кричит!
Звучит русская народная мелодия «Светит месяц», каждая Игрушка танцует свой танец.
1 скоморох: За околицей села веселы у нас дела!
Дети с ярмарки пришли и всем ложки принесли!
2 скоморох: Наши ложки всем знакомы,
Не сидится ложкам дома.
Ложки по свету гуляют
И мастеров своих прославляют!
Презентация детского оркестра
Музыкальный руководитель:
Полюбуйтесь на оркестр:
Инструменты хороши!
Виртуозы – музыканты –
Наши с вами малыши!
Начинается представление каждого инструмента по очереди. Если выступают дети младшего дошкольного возраста, слова читает педагог. Старшие воспитанники сами рассказывают о своих инструментах.
1. Вот красивый, звонкий бубен!
Он в руках молчать не будет!
( Ребёнок громко играет в бубен.)
2. Словно дружные ладошки
Заиграют наши ложки!
(Стучит ложками.)
3. Издаёт прекрасный звон
Наш цветной металлофон!
( Исполняет глиссандо палочкой по металлофону.)
4. Это братья – сорванцы –
Колокольцы – бубенцы!
( Звенит бубенчиками.)
А вот нежные, как наши девочки,
Цимбалы – пальчиковые тарелочки!
( Звучат цимбалы.)
5. Он в чести у многих стран,
Громкий, круглый барабан!
(Ребёнок ударяет в барабан.)
6. Звучат как птичьи трели,
Звуки дудочки, свирели!
( Дети нежно свистят в дудочки и свистульки.)
А кому знакома эта
Тарахтушка – кастаньета?
( Стучат кастаньетами.)
7. Будет здесь играть для вас
Яркий, красный маракас!
( Шумят маракасами.)
8. В треугольники ударим –
Радость всем гостям доставим!
( Дружно звенят в треугольники.)
Дети (хором.) Мы для вас сыграем дружно,
Вам лишь только хлопать нужно!
Под аккомпанемент музыкального руководителя или фонограмму дети играют в оркестре выученные заранее русские народные мелодии: «Во саду ли, в огороде», «Ах, вы сени».
Народные игры с участием детей и их родителей.
р. н. игра «Горшки»
Выходит Скоморох, кричит: «Горшки, горшки, продаю горшки! Налетай, покупай!»
Играющие делятся на две команды: дети становятся «горшками» и садятся в кружок. Их родители-«хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих-водящий. Он изображает покупателя, подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
- Почём горшок?
Хозяин отвечает:
- По денежке.
- А он не с трещиной?
- Попробуй!
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
- Чичары, чичары, собирайтесь, гончары, по кусту, по насту, по лебедю горазды! Вон!
Со словами «вон» и «хозяин», и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку» - тот «хозяин», а опоздавший – водящий.
р. н. игра «Лапти»
В середине площадки вбивают кол. К нему привязывают верёвку длиной 3 -5 метров. Вокруг кола на длину верёвки проводят круг. Водящий берёт в руки свободный конец верёвки и встаёт у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру. Каждый через голову
перебрасывает какой - либо предмет – «лапоть».
Повернувшись к водящему, спрашивают его:
- Сплели лапти?
Водящий отвечает:
- Нет.
Играющие спрашивают ещё раз:
- Сплели лапти?
- Да.
Дети бегут в круг и стараются взять каждый свой предмет, а водящий караулит «лапти»: он бегает в кругу, держа в руке верёвку, и старается запятнать играющих. Но поймать играющих можно только в кругу. Кто не успел взять свой предмет – выбывает из игры.
р. н. игра «Силачи»
Перетягивание каната. Мальчики соревнуются со своими папами.
Скоморох: - А какая же ярмарка без качелей и каруселей!
Подходи, честной народ, становись в хоровод!
Игра «Карусель»с родителями переходит в общую пляску.
Звучат фонограммы весёлых русских народных мелодий.
В заключении праздника необходимо поблагодарить всех родителей за внимание, участие в празднике. Всем родителям, заинтересовавшимся этой темой, можно предложить методические рекомендации по вопросам фольклорного воспитания в семье, методическую литературу, подбор народных игр и потешек.