яшина екатерина
Сценарий развлечения для подготовительной к школе группы «Народы и традиции Саратовской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечение для подготовительной к школе группы «Народы и традиции Саратовской области»
Цель: Формировать духовно – нравственные ценности дошкольников, развивать интерес к традициям и обычаям народов Саратовской области.
Задачи:
1. Расширять представления о Родине, углублять знания о том, что Саратовская область многонациональный край.
Публикация «Сценарий развлечения для подготовительной к школе группы „Народы и традиции Саратовской области“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Саратовская область, Саратов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
2. Знакомить с народами, проживающими на территории Саратовской области, с их культурой, традициями, обычаями, бытом, национальным костюмом.
3. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родной земле, уважение к людям разных национальностей и культуре народов Саратовской области.
4. Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.
Ход развлечения
Воспитатель - Ребята, в какой стране мы живём?
Дети- Мы живём в России.
Воспитатель - Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
Воспитатель:
-Ребята, о чем это стихотворение?
(Ответы и рассуждения детей.)
-Много народов проживают в России, всем в нашей стране хватит места. Каждый народ уникален и имеет богатую историю.
Каждый народ говорит на своём языке, русский на русском. На каком языке, говорят чуваши (мордва, татары, марийцы, удмурты?
Дети – Чуваши говорят на чувашском языке (мордовском, татарском, марийском, удмуртском).
Воспитатель - Как называется область, в которой мы живём?
Дети–Область, в которой мы живём, называется Саратовская.
Воспитатель – какая река протекает в нашей области
Дети - Волга.
Воспитатель - Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.
Ребята, а какие национальности проживают в нашей Саратовской области
вы знаете?
Воспитатель– Наша Саратовская область тоже многонациональная, в ней живут люди разных национальностей,
Дети– русские, мордва, татары, украинцы, белорусы, чуваши, марийцы.
Воспитатель:
Во все времена на Саратовской земле проживали люди разных народов, где процветали, обогащая друг друга, национальные культуры, языки и традиции.
Впервые в России в нашей области, в г. Саратове в парке Победы на Соколовой горе, был построен народный памятник «Национальная деревня», который был задуман как этнографический комплекс культур народов, проживающих на территории Саратовской области. Строительство ее началось в конце апреля 2003 г. А уже 9 мая состоялось открытие первой деревенской улицы - Дружбы Народов, с русским, мордовским, казахским, башкирским, грузинским и армянским подворьями.
К настоящему времени "Национальная деревня" представляет собой 14 подворий, расположенных на трех улицах.
Сегодня мы с вами познакомимся с двумя народами Саратовской области. У них у всех есть свои традиции, костюмы, обычаи, праздники, песни, игры, танцы.
Русское подворье – первое, которое встречает гостей на территории национальной деревни. (На слайде Русское подворье)
РЕБЕНОК в русском костюме читает стихотворение:
«У моей России
Очи голубые
Очи голубые
Русая коса
На лесных озерах
На степных просторах
Поднялась Россия
Дивная краса»
Прежде всего русское жилище - это не отдельный дом, а огражденный двор, в котором сооружалось несколько строений, как жилых, так и хозяйственных. Традиционным русским жилищем является бревенчатая изба с двускатной крышей. Вход в жилище оформлялся как крыльцо. Окна обычно закрывались ставнями. Съестные припасы хранились в погребе. Внутреннее помещение делились на сени и светлицу. Важное место внутри жилища играла русская печь с лежанкой. По стенам стояли лари и сундуки. Центром сбора семьи был стол, покрытый скатертью. Особо оформлялся красный угол - место с иконами. И еще одним важным атрибутом русского жилища со временем стал самовар.
Круглый год трудовые будни русского народа были разбавлены праздничными событиями. Праздники на Руси любили, готовились к ним усердно. Празднование проводилось всем селением, сопровождалось обрядами, праздничными блюдами, народными гуляньями.
Неотъемлемой частью русской национальной культуры является песня и танец, который также именуется пляской. Плясали и пели во время праздников, часто в сопровождении различных музыкальных инструментов.
Дети в русских народных костюмах с шумовыми музыкальными инструментами исполняют песню «Во поле береза стояла»
Воспитатель: Как мы уже говорили, на Руси ни один праздник не обходился без танца. Камаринская и барыня, казачок и кадриль, хоровод и ярмарочный танец с медведем. Называли танцы по мелодии, количеству танцоров или картине движений. Пляски бывали лирическими или боевыми. Своя – для каждого случая. Душа поет – ноги пускаются в пляс. Одна из них, которую мы сейчас с вами станцуем, называется Калинка. Мелодия этого танца отправилась в народ прямиком со сцены Саратовского любительского театра в 1860 году.
Танец Калинка.
Воспитатель:
Еще одно подворье «Национальной деревни» - это Татарское.
Ребята у татарского народа, как и у других национальностей есть любимые праздники. Самым любимым праздником татар, является Сабантуй. Этот праздник отмечают, когда закончены полевые работы, в конце мая-начале июня. Празднуют его под открытым небом, место где проводят праздник называют" майдан", его украшают шарами, лентами. На Сабантуй собирается много народа. Во время праздника проводятся игры: борьба "кереш", "скачки на лошадях", победитель получает живого барана.
Ребенок в татарском костюме:
-После сева летним днем
Мы станцуем и споем.
Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
-А теперь послушайте, как это стихотворение звучит на татарском языке.
Буген безде Сабантуй
Эшлереннен барын куй!
Тизрек йегер мейданга,
Байрам башлана анда.
-Понравилось вам стихотворение?
Дети:
-Да.
Воспитатель:
-Этому празднику посвящены не только стихи, но и песни.
(Включается отрывок песни Сабантуй.)
-Понравилась вам песня? Какая она?
Ответы детей (веселая, задорная)
Воспитатель:
-Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди одевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть, как выглядит татарский национальный костюм?
(Демонстрация слайдов.)
-Посмотрите, здесь изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами является зеленый, красный, синий, белый. Платье у женщин было неизменно широким, внизу-оборки. Поверх платья одевали жилет- камзол или фартук, сапоги- ичеги. На голове калфак. Все расшито орнаментом. Преобладает растительный орнамент: цветы, тюльпаны, листья, веточки.
Мужской костюм состоит из рубахи, поверх одевается камзол, шаравары, сапоги- ичеги. Головным убором мужчины является тюбетейка, одевается на макушку головы. Посмотрите как красиво она украшена, расшита золотым бисером, бусинами.
-Ребята, а к нам в гости пришли куклы Ляйсен и Гульнара. У них красивые татарские имена. И по национальности они татарки
Воспитатель:
-Во, что они одеты?
Дети:
-В татарские национальные костюмы.
Воспитатель:
- Ребята, кто скажет, что у Гульнары на голове?
Дети:
-Калфак.
Воспитатель:
-Что у нее одето поверх платья?
Дети:
-Камзул.
Воспитатель:
-Как называются сапоги у Ляйсен?
Дети:
-Ичеги.
Воспитатель:
-Ребята куклы хотят поиграть с вами в татарскую народную игру, она называется’’ Тюбетейка".
(Дети становятся в круг. Под татарскую национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается, на ком остается тюбетейка тот выполняет задание: читает стихи, поет песни, танцует и т. д.)
-Молодцы! Хорошо поиграли. Вам понравилось?
Дети:
-Да.
Заключительная часть:
Воспитатель:
-Ребята, что нового вы узнали сегодня?
-Какие новые слова узнали? (Ответы детей)
Воспитатель: С какими народами Саратовской области мы сегодня познакомились?
Дети: Русские и Татары
Воспитатель: Все народы, проживающие на территории Саратовской области ценят дружбу, и слагают о дружбе стихи, сочиняют песни, придумывают пословицы и поговорки. Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай пословицу». Я буду зачитывать пословицы о дружбе не до конца, а вы должны закончить ее.
Русская: Не имей сто рублей, а имей сто (друзей.)
Мордовская: Человек без друзей, что сухое дерево без (ветвей)
Чувашская: Птица сильна крылами, а человек (друзьями).
Русская: Без солнышка нельзя пробыть, без дружбы нельзя (прожить.)
Мордовская: Хороший товарищ дороже (денег)
Чувашская: Надежный друг цены не (имеет)
Татарская: Друга обидишь, - врага (обрадуешь)
Татарская: Друг, которого ты плохим посчитал, лучше хорошего (врага)
Молодцы ребята!
Мы тоже дружим друг с другом. И в заключении, я вас приглашаю на танец дружбы
Давайте станцуем танец «Дружбы» (дети танцуют под песню «Дружат дети всей земли» (автор текста Викторов В, музыка Львов Д) :