Бурякова Галина
Сценарий праздника «Мотивы русских ремесел»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий праздника «Мотивы русских ремесел»
Задачи:
Образовательные:
Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, хохломском.
Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
Развивающие:
Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театральные действия, способствовать развитию музыкально - эстетического вкуса.
Воспитательные:
Публикация «Сценарий праздника „Мотивы русских ремесел“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2023
Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров.
Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями.
Прививать любовь к народным традициям, к народной музыке, к устному народному творчеству.
Ход работы
На стене городецкие панно, вышивка, расписные доски, дымковская игрушка, народные музыкальные инструменты (балалайка, дудки, народные игрушки для забавы). Здесь же стол расписной хохломской, а на нем самовар, связка баранок, посуда и пряники.
Сидит хозяйка с рукоделием, одетая в русский народный костюм, и напевает русскую народную мелодию (роль взрослого).
Песня «Пряха»
Хозяюшка: Вот и все! Закончила я работу.
Успела к празднику «Русских ремесел» подготовиться!
Ох и веселое же будет гулянье!
Три деревни на праздник соберутся!
Выгляну-ка – может, кто-то уже едет? (Смотрит)
Открываются двери, дети входят в зал, под р. н. м. (плясовая)
Все: Здравствуй, Хозяюшка, встречай гостей!
Хозяюшка: Здравствуйте!
Гости дорогие, желанные, долгожданные.
Проходите, не стесняйтесь,
Все на праздник собирайтесь.
Все, кто любит потрудиться,
Мастера и мастерицы.
Ребенок: Что я вижу! Что за диво?
Сколько радости вокруг,
Правда очень тут красиво,
Аж захватывает дух.
Хозяюшка: Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Ребенок: А сначала расскажите нам об этой чудесной посуде.
Показывает на Хохлому
Хозяюшка: Ну так и быть, слушайте:
Давно это было. От царской немилости сбежал далеко в лес за реку Волгу мастеровой человек. Срубил он себе избу, смастерил лавки, стол. Дошло дело до посуды. Из дерева он вырезал себе чашки, ложки, плошки. Прилетели к нему птицы, и стал он их кормить пшеном. Однажды вместе с другими птицами прилетела к нему сказочная Жар-птица. Он и её накормил. Когда Жар-птица улетела, она коснулась своим крылом посуду, и стала посуда золотой. Никто Жар-птицу не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему и, кроме птиц нарисованных, вырезают посуду в виде птиц – чашки, ковши.
Дети: Спасибо тебе, Хозяюшка за рассказ.
Дети берут Хохломскую посуду и читают:
Ребенок: Как волшебница Жар-птица не выходит из ума,
Чародейка-мастерица золотая Хохлома.
И богата, и красива, гостю рада от души
Кубки, чаши и ковши.
Ребенок: И чего в них только нету:
Гроздья алые рябин,
Маки солнечного света
И ромашки луговин.
Ребенок: Так красива, так вольна -
Всем на загляденье.
Из такой посуды есть
Просто объеденье.
Ребенок: (показывает ложки)
Ложки, ложки, расписные ложки!
Ложки золоченые, узоры крученые.
Хоть щи ими хлебай,
А хочешь – музыку играй.
Дети вместе: Тень, тень, потетень,
Будем мы играть весь день.
Песня: «Расписная ложка» - муз. М. Суховой
Хозяюшка: А вот, смотрите, (показывает на Гжель)
Мастеровые люди нас чем удивляют.
Словно в синюю сказку все попадают!
Дети: А почему только синие и белые цветы здесь?
Хозяюшка: Есть такая сказка-легенда:
Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили они, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то стали мастера расписывать свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде, а узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду.
Дети подходят к Гжельскому столу:
Ребенок: Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Ребенок: Поверить трудно, неужели
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса.
Хоровод: «Гжельские узоры»
Ведущая подходит к Дымке
Ребенок: А вот игрушки Дымковские :
Хозяюшка:
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Змейки, ленточки и точки.
Клетки, кольца, завиточки,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковый узор.
Ребенок: (берет Барышню)
Дымковские барышни
Видные да статные,
Яркие, нарядные –
Воображули знатные.
На головах кокошники,
А в ушах серёжки,
Кофточки с оборками,
На ногах сапожки.
Ребенок: берет Индюка
Распустил свой хвост,
Синий круг и красный круг.
Перья золотом горят,
До чего ж красив наряд!
Ребенок: (берет Водоноску)
У водоноски с утра
Коромысло, два ведра,
Голубые, расписные,
На них каемки золотые.
Как Лебедушка плывет,
Песню русскую поет!
Песня «Пошла млада»
Дети: А здесь что у нас?
Хозяюшка: А вы послушай те загадку…
Алый шелковый платочек.
Русский сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская….
Все: Матрешка!
Хозяюшка: Правильно, Матрешка!
Матрешки, выходите!
И для нас вы спойте и спляшите!
Песня «Русские Матрешки». Частушки
Хозяюшка:
Дети, вы только взгляните вокруг:
Вся наша жизнь – дела наших рук.
Сёла, мосты, города, виадуки,
Всё наши руки, всё наши руки.
Умелые руки – основа успеха,
Руки – мастерство человека.
Руки – о многом они говорят,
Глаз только видит, а руки творят.
Ребенок: Много на Руси умельцев
Резать, украшать, лепить.
Подрастем мы и за дело,
Будем вместе мастерить!
Песня «Русский умелец»