Елена Агранькова
Сценарий праздника «Курбан –байрам» для средней группы с воспитанием и обучением на крымско-татарском языке
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщить детей к национальной культуре и традициям. Сформировать праздничную культуру, дать знания о жизни крымско-татарского народа. Познакомить с крымско-татарскими народными играми, песнями, танцами. Развить у детей стремление к активному участию в праздниках.
Атрибуты: национальные костюмы, корзина с овощами, фруктами, игрушка барашек, тарелки с национальным орнаментом, тарелки-пазлы, платочек для танца, шкатулка, канат, бубен.
Вход под песню «Мен северин».
Публикация «Сценарий праздника „Курбан –байрам“ для средней группы с воспитанием и обучением на крымско-татарском языке» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Крым. Родной край
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Республика Татарстан
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Татарский язык. Материалы для изучения татарского языка
- Темочки
Вед. 1. Селям алейкум урметли ве сайгъылы мусафирлер, анна-бабалар! Бизим тетбиримизге хош кельдинъиз!
Вед. 2. Здравствуйте, дети, здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. Не зря мы начали встречу с песни, ведь, согласитесь, какой же праздник без музыки - танцев, веселья, игр.
Вед. 1. Эр бир байрам балалар ичюн къуванчтыр! Байрамларынгъы балалар сабырсызлыкънен беклейлер! (Каждый праздник – это радость в глазах детей. Наши ребята верят, что их ждут только радостные, увлекательные события. И одно из них – наша сегодняшняя встреча).
Вед. 2. Мы с вами не раз отмечали национальные праздники. Давайте вспомним их особенности. Вы будете под музыку передавать бубен. Когда музыка перестанет звучать, тот, у кого бубен останется в руках, должен будет назвать праздник, о котором я буду говорить.
Вопросы:
1. В этот праздник с горки катят калакай, чтобы узнать, урожайный ли будет год. (Хыдырлез)
2. Насыл байрамдан эвель ораза туталар? (перед каким праздником держат пост? (Ораза-байрам)
3. Какой праздник символизирует начало нового года? (Наврез)
4. Ораза байрамындан сон насыл байрам келе? (После праздника Ораза-байрам какой наступает праздник? – Курбан-байрам)
Игра с бубном.
Вед. 1. Халкъымызнынъ келеджеги парлакъ олсун! Анна-ватанымызда кечирилген эр куньге шукюр этемиз.
Вед 2. Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим,
Хоть к новому принадлежим.
Вед. 1. Адет узре эвге кельген адамгъа яни мусафирге къокъулы къаве чай берилле, софра башында меракълы согъбетлер кече. (Словосочетание «крымскотатарское гостеприимство» стало уже почти крылатым выражением, символом того, что гость отлично проведет время и отправится домой счастливым и довольным.)
Вед. 2. Гостей хозяева приглашают на почетное место в доме (тор). Первым делом их обязательно угощают кофе со сладостями. Вот и наши ребята хотят достойно встретить своих гостей. /Подать кофе, сладости/
1 реб. Хош кельдинъ, Къурбан- байрам,
Мубарек Къурбан-байрам.
Къуванамыз биз санъа
Мусульманмыз иншалла!
2 реб. Къурбан къойлар чалынсын,
Бол софралар къурылсын,
Эйилик ниет этип
Дуа санъа окъулсын!
3 реб. Къол котерип ялварам
Ярдым эт бизге, Аллах,
Юреклер бираз осин
Гъам-къасевет эксильсинъ.
4 реб. Бир бинъ адлы бир Аллах,
Бинъ бир белядан сакъла,
Бахт-сеадет къысмет эт,
Кунь корсинъ бизим миллет.
Песня «Курбан-байрам»
Вед. 1. Къурбан байрам мукъкъадес байрамларындан бирисидир. Къурбан байрам мераметлик, бири бирине гонъульдешик, урмет байрамыдыр.
Вед. 2. В этот праздник нужно не только накормить всю семью, но и раздать часть еды бедным голодным людям.
Вед. 1. Байрамда фукъарелерге, оксюз балаларгъа, къартларгъа ярдым этиле (Это ритуальное угощение называется «саадака», и оно нужно для того, чтобы в будущем избежать болезней и несчастий.)
Вед. 2. В честь праздника принято ходить друг другу в гости, дарить подарки.
Вед. 1. Келинъыз биз мусафирликке барайыкъ! (Давайте, мы с вами заглянем к кому-нибудь в гости и посмотрим, как готовятся люди к этому дню.)
Вед. 2. По традиции, у крымских татар младшие ходят с поздравлениями к старшим. Как это происходит, сейчас вам покажут наши дети.
Вед. 1 Торунлар къартана къартбабаны хайырламагъа кельдилер. (Итак, внуки пришли к бабушке с дедушкой поздравить с Курбан-Байрамом)
Дети подходят к «дому», в это время выходят бабушка с корзиной овощей и фруктов и дедушка с барашком на плече.
Внуки: - Селям алейкум, къартбаба ве къартана!
Старики: - Алейкум селям, хош сефа кельдинъиз!
Внуки: - Къартбаба, къартана,сизни буюк байрамнен Къурбан- Байрамнен хайырлаймыз! (целуют старикам руки)
Вед. 2. - Бабушка, дедушка, где вы были?
Вед. 1. - Мы, деточки любимые, на базар ходили.
Вед. 2. - Бабушка, дедушка, что вы там купили?
Вед. 1. - Нам овощи, фрукты, барашка предложили.
Вед. 2. - Барашек шерсть подарит нам -
Вед. 1. Носки свяжу на зиму вам.
Дети. - Къартбаба, къартана, сиз къайда бардынъыз?
Дед-ка, Баб-ка. - Базаргъа
Дети. - Къартбаба, къартбаба, базардан не алдынъыз?
Дед-ка, Баб-ка. - Бир къой
Дети. - Къартбаба, къартбаба, я къой бизге не керек?
Дед-ка, Баб-ка. - Къой бизе юнь береджек.
Дети. - Къартбаба, къартбаба, юнь бизге не керек?
Дед-ка, Баб-ка. - Юньден йип ишлермиз.
Дети. - Къартбаба, къартбаба, йип бизге не керек?
Дед-ка, Баб-ка. - Юньден санъа чорап орермиз.
Дедушка. Буюрунъыз, балалар. Отурунъыз! (Присаживайтесь, дети. Мы так вам рады)
Бабушка. Къана, балалар, айтыныз ишлериныз насыл, бала багъчада не орендынъыз? (расскажите, как ваши дела, чем вы занимаетесь в детском садике)
Дедушка. И мне очень хочется узнать, чему вы научились в детском саду!
Внуки. Пек гузель, къартана, биз ойняймыз, йирлаймыз, язамыз, мультфильмлер бакъамыз. (мы играем, танцуем, пишем, смотрим мультфильмы).
Бабушка. Къана, балалар, бизге де шиир айтынъыз, биз де къуванайыкъ! (расскажите, дети, нам стихи.)
Кунешчик (Солнышко)
1. Кунешчик кунешчик
Сары башлы атешчик
Кель, берабер ойнайыкъ,
Кельчи тюркю йырлайыкъ
2 Кельчи джаным кунешчик
Сары башлы кунешчик
Къумдан эвчик къурайыкъ
Ве оны къыздырайыкъ
Алма (Яблоко)
3. Алма ашай Алие,
Армут ашай Алиме,
Айшечик де ашайджакъ,
Ашап сагълам оладжакъ
Дедушка. Балалар ойнамагъа севесинъыз? (Я бы с удовольствием посмотрел, как вы танцуете).
Парный танец /в конце выходят бабушка с дедушкой и танцуют с детьми).
Дедушка. Машаллах балалар!
Бабушка. Балалар, бизде шимди мукъкъадес Къурбан байрамы. Байрамгъа биз эвельден азырланамыз: эвини джыштырамыз. Манъа ярдым этерсинъиз мы? (У нас большой праздник, Курбан-байрам. Нужно хорошо подготовиться к нему: убрать в доме, всё расставить по местам. Поможете мне?
Дети. «Да!»
Дедушка «нечаянно» роняет со стола пазлы.
Бабушка. Вот беда, разбилась моя любимая тарелка! Вай, тепси парланды!
Вед 2. Не переживайте, дети сейчас соберут черепки и склеят
Игра «Пазлы»
/дети собирают пазлы. В это время дедушка чихает/
Дети /хором/. Чокъ яшанъыз! «Живи долго!»
Дедушка. Саг олун! «Спасибо!»
Бабушка. Чокъ сагъ олун, балалар. Бу эки бир тепси манъа тап битамдан къалды. Онъы дуваргъа асарым. (Спасибо, мои дорогие! Тарелка эта досталась мне ещё от бабушки. Я её повешу на самое видное место и буду любоваться ею.)
Девочка. Къартана, насыл гузель къутучыкъ! Мумкюн мен бакъайым? (Бабушка, можно мне посмотреть твою шкатулку)
Бабушка. Бакъ, торуным! (Смотри, внученька /девочка достаёт из шкатулки платочек, улыбается, начинает танцевать.)
Танец с платочком
1 реб. Къартана, байрам бу недир? (Бабушка, а как отмечают Курбан-байрам)
Бабушка. Байрам бу- йырлар, оюнлар. Байрамларда вакъыт пек шенъ кече! (Праздник – это всегда песни, танцы, игры.)
2 реб. Къартбаба, сиз кичкене олгъанда сизде энъ севген оюн насыл эди? (Дедушка, когда ты был маленьким, какая игра у тебя была самой любимой)
Дедушка. Шимди анълатарым (Сейчас расскажу.) Выходите, мальчики. /делит их на 2 команды).
Соревнование «Перетягивание каната (дедушка помогает то одной, то другой команде)
3 реб. Бабушка, а у тебя какая была самая любимая игра?
Бабушка. Эвельден, биз къызларнен топлашип, ватан акъкъында лаф эте эдик,
бири биримизге суаль берип ата сёзлерини огрене эдик. Я сиз ойнамагъа истейсынъыз мы? Дикъкъатлы олун! Мен башлайым сиз исе девам этесинъыз! (Когда-то с подругами мы устраивали посиделки и несколько часов подряд состязались в знании пословиц. А
вы, ребята, хотите поиграть со мной)
Дети. «Да»!
Бабушка. Тогда будьте внимательны: я начинаю, а вы должны продолжить.
1. Достсыз адам ….(Къанатсыз къуш) Человек без друзей - как птица без крыльев
2. Ана юрт….(Алтын бешик) Родина - золотая колыбель
3. Ватансыз адам…. (йырсыз бульбуль) Человек без Родины - как соловей без голоса.
Бабушка. Машаллах, балалар! Сиз де ата сёзлеринъы билесинъыз! (Молодцы, ребята)
Вед. 1 Ватанымыз Къырым. Сизинъ диккъатынызгъа Къырым акъкъында йырыны динълемеге теклиф этемиз.
Вед. 2 Крым – наша родина! И мы поём о нем песню!
Песня о Крыме
1 вед. Байрамымыз сонуна келе. Эпинъызге къави сагълыкъ тилеймыз. Юзюнизде эр даи тебессюм олсун! (Наш праздник близится к своему завершению. Мне хочется пожелать вам приподнятого настроения, много светлых эмоций.)
2 вед. Здоровья вам и вашим домочадцам, потому что нет ничего важнее здоровья.
1 вед. Желаю вам провести этот день так, чтобы воспоминания грели душу на протяжении всего этого года.
Дедушка. Къурбан байрам - достлукъ байрамы! Бири биримизге ярджымджы олмалымыз! (Будьте всегда терпеливы, добродушны и щедры по отношениям к окружающим людям.)
Бабушка. Къартларны ихтиядж олгъан инасларыны зиярет этип къувандырайыкъ! (Тогда и окружающие будут относиться к вам так же.)
1, 2 вед, бабушка, дедушка /хором/: Ишлеринизде муафакъыетлер тилеймиз! (Удачи во всех делах)
Вед. 2. Народ как птица, голова птицы – его вера, одно крыло – его язык, второе крыло – обычаи. Птица без головы не проживёт, без крыльев не взлетит.
1 вед. Дикъаттынъыз ичюн сагъ олун! Келеджек байрамларгъа Аллах насип этсин! (Эдиелер багъышлана)Адет узре байрамларымыз «Хорон» оюнен екюнлене, эпинизни оюнгъа давет этемиз! (Мы не можем изменить традиции гостеприимства и отпустить наших гостей без подарка).
Дети дарят поделки, становятся в круг.
Вед. 2. Давайте будем верными традициям и завершим наш праздник весёлым танцем «Хоран».
Танец «Хоран».