Марина Геннадьевна Басараб
«День родного языка». Сценарий праздника в группе старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий праздника «День родного языка»
В группе старшего возраста.
Цель: Создание условий для познавательного речевого развития детей старшего дошкольного возраста, их знакомства с праздником «Международный день родного языка»
Темочки:
- День родного языка. 21 февраля
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2024
Задачи:
-Формировать понятия : «Родина» и «Родной язык»
-Расширять понимание особенностей родного языка и его значения в общении людей.
-Обогащать определениями, многозначными словами, пословицами, поговорками.
-Формировать у детей навыки культуры, слушателя и исполнителя, любознательность, активность, самостоятельность.
-Воспитать у детей чувство патриотизма, гордость за свою страну, свой народ и родной язык.
Под музыку выходят и садятся дети.
Воспитатель:
Есть у каждого язык.
Что родной навеки!
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья
И к родному языку
Есть большое рвение.
Воспитатель: Добро пожаловать, добры молодцы и красны девицы. Удивлены, что я вас так назвала?
Красны девицы - это не значит, что наши девочки покрашены в красный цвет, это значит наши девочки красивые, добрые. А мальчики - добры молодцы - это наши защитники. И встреча наша сегодня посвящена родному языку.
Воспитатель: А кто мне скажет, что такое родной язык? (Это русский язык, на котором мы говорим)
Воспитатель: Правильно дети; Сегодня 21 февраля - во всём мире отмечается праздник родного языка. Мы с вами живём в самой большой стране мира - России. И русский язык - наш родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем выражаем свои мысли. В разных странах говорят на разных языках. В Англии на английском, в Турции на турецком, в Германии на немецком. В России русский язык не только родной для большинства жителей, он ещё является языком межнационального общения.
Что это значит? В нашей огромной стране живут люди разных национальностей имеющие свой родной язык, но все они говорят на русском языке. Русский язык нас объединяет. Поэтому родной язык надо знать и беречь.
Воспитатель : А какое первое слово произносит ребёнок?
Дети: Мама
Воспитатель: По- чеченски мама звучит нана
А по- кумыкски – аннам
По- татарски это звучит эней
Воспитатель: Давайте послушаем песню о самом дорогом и любимом человеке- о маме. (просмотр видео клипа о маме)
Воспитатель: Богат и красив наш Русский язык, давайте прочитаем о нём стихи
Стихи:
1 реб. : Как он велик и необъятен
Язык мой русский, он родной.
Со всех сторон он мне приятен,
Он так могуч, такой живой.
2 реб. : Есть у каждого язык,
Что родной навеки
Без родного языка
Нет и человека!
3 реб. : Мы поём им, говорим С самого рождения
И к родному языку
Есть большое рвение!
Воспитатель: Узнать и полюбить наш родной язык на м помогают наши родные бабушки, которые без устали рассказывают сказки.
В древности люди не знали письменности. Они передавали сказки из уст в уста. И русская народная сказка - это не только наше богатство, но и источник народной мудрости. Давайте вспомним, какие русские народные сказки вы знаете? (Дети перечисляют сказки)
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим отрывки из сказок, а вы догадаетесь из каких (две инсценировки из русских народных сказок)
(дети показывают сценки из сказок «Репка» и «Теремок»)
Воспитатель:
В наших русских народных сказках живёт народная мудрость, которая учит нас быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми. В сказках всегда побеждает добро. А ещё народная мудрость спрятана в пословицах и поговорках. А вы знаете пословицы и поговорки?
Я буду начинать, а вы продолжать. (Игра - кричалка «Я начну, а ты продолжи»)
(Дети договаривают пословицы и объясняют смысл)
• Поспешишь - (людей насмешишь)
• Не спеши языком - (торопись делом)
• Что посеешь -(то и пожмёшь)
• Без труда - (не вытащишь и рыбку из пруда)
• Сам пропадай - (а товарища выручай)
• С кем поведёшься - (от того и наберёшься).
• Глаза бояться - (а руки делают)
• Кто много читает - (тот много знает)
• Нет милее дружка - (чем родная матушка)
• Доброе слово - (и кошке приятно)
Воспитатель: А сейчас мы познакомимся ещё с одной пословицей.
(Инсценировка пословицы «Кончил дело, гуляй смело»)
Мальчик, солнышко, птичка, ручеёк.
(Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко)
Солнышко: Не довольно ли учиться,
Не пора ли порезвиться?
Я лучами всех маню
Я гулять тебя зову.
Мальчик: Нет, ясное солнышко нет
Теперь мне гулянье не впрок,
Дай прежде окончу урок.
Птичка: Не довольно ли учиться,
Не пора ли порезвиться?
Над цветочками летаю
Тебя гулять я приглашаю.
Мальчик: Нет, милая пташечка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Ручеё к: Не довольно ли учиться,
Не пора ли порезвиться.
Я весёлый ручеёк,
Я по камешкам бежал, И к тебе я забежал.
Мальчик: Нет, весёлый ручеёк, нет
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну - ка, кто меня манил?
Все: Кончил дело, гуляй смело.
Воспитатель: А сколько интересных игр на нашем родном языке, давайте поиграем в «Заря зарница»
(Играют в «Заря зарницу»)
Заря - зарница,
Красная девица
По полю ходила
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые
Кольца обвитые
За водой пошла.
Воспитатель: А вот ещё одна игра «Скажи наоборот»
(игра с мячом)
Холодно- тепло
Узкий- широкий
Хорошо- плохо
Громкий - тихий
Горячий - холодный
День – ночь
Воспитатель: А ещё есть в нашем родном языке многозначные слова, которые имеют несколько значений.
Игра: «Многозначные слова»
(Дети берут карточки - картинки, находят свою пару и объясняют свой выбор)
Коса - (причёска у девочки, косит траву)
Кисть - (часть руки, для рисования)
Кран - (в ванне, строительный)
Лук — (овощ, тем чем стреляют)
Молния - (сверкает, на одежде)
Иголки - (у ёжика, шить)
Воспитатель: А сколько добрых слов в нашем родном языке. Давайте мы составим
«Коллекцию добрых слов».
У вас у всех есть карточки, с добрыми словами, которые написали вы с родителями, давайте мы их приклеим на нашу газету.
(Дети называют свои добрые слова объясняют их значение и приклеивают)
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша встреча. Любите свою Родину и свой язык.
Ребё нок:
Жура - жура - журавль.
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил.
Крылья, ноги натрудил,
Мы спросили журавля:
«-Где же лучшая земля?»
Отвечал он прилетая:
«-Лучше нет родного края!»
Воспитатель:
Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите.
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!