Светлана Щеголева
Сценарий НОД «Госпожа Метелица» с детьми старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ход НОД
Воспитатель обращает внимание на замечательную погоду, белый, искристый снег, лёгкий морозец за окном
Воспитатель. Мороз и солнце-день чудесный! И как будто произошло волшебство. От этого светло и необычно не только на улице, но и в группе, настроение радостное, хочется улыбаться.
Да, это волшебница зима.
Пальчиковая гимнастика: «Утро настало, солнышко встало.»
Воспитатель. Сегодня почтальон Печкин принёс для вас большие зимние открытки. Вот они!
Презентация на тему: Зимушка- зима» в сопровождении музыки. Стихотворение о зиме читает воспитатель
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Публикация «Сценарий НОД „Госпожа Метелица“ с детьми старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Пришла волшебница-зима.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Беседа о зиме
Воспитатель: За каким временем года наступает зима?
Какие стоят деревья?
Что лежит на крышах домов и деревьях?
Что надевают люди зимой?
Какую работу выполняют в это время люди?
Чем занимаются дети зимой?
Как проводят это время года звери и птицы? Как можно им помочь?
Какие вы знаете зимние праздники?
Назовите зимние месяцы.
Пальчиковая игра: «Кулачёк, ребро, ладошка».
Воспитатель. Про что говорят: ударили, бушует, замёрзли, метут, хрустит, висят, скрипит?
Ответы детей
Воспитатель: Дети, а зима, она какая?
Ответы детей: Снежная, суровая, морозная, студёная, холодная, ветряная, белая
Дидактическая игра «Приметы зимы»
Воспитатель. Если в этом году зима началась поздно, то зима. (поздняя).
Если зимой холодно, то зима (холодная).
Если зимой тепло, то зима (тёплая).
Если зимой много снега, то зима. (снежная).
Воспитатель. Какие природные явления бывают зимой?
Дети: Иней, метель, пурга, оттепель, туман, мороз, снегопад, вьюга, ветер, гололёд.
Воспитатель. Очень красива зима в своём белоснежном убранстве. Композиторы, художники, поэты, писатели воспевают это время года по - разному. Её называют суровой, колючей, злой. Но зима ещё бывает весёлая, волшебная, чудесная. Зимушка - зима, гостья - зима, зима - волшебница, зимушка - сказка. Дети, какие зимние сказки знаете?
Дети: "Зимовье зверей", "Снегурочка", "Морозко" (Русские народные сказки, "Два Мороза" (Белорусская народная сказка, "Двенадцать месяцев"(Словацкая сказка в обработке С. Я. Маршака, Ребята, а снег какой?
Дети: Белый, холодный, мягкий, рыхлый.
Воспитатель. (Рассмотреть настоящий снег)
Воспитатель. Снег в сосуде оставим в тепле, посмотрим, что будет с ним.
Воспитатель. Сколько снега в этом году выпало?
Дети: Выпало много снега.
Воспитатель. : Кто больше радуется снегу?
Дети: Конечно, снегу радуются ребята.
Воспитатель. Зачем вам столько снега?
Дети: Кататься на санках, лыжах, построить снежный городок, слепить снеговика.
Игра со снежком «Назови ласково».
Снег-снежок Сосулька-сосулечка
Мороз-морозец Дерево-деревце
Лёд-ледок Горка-горочка
Ветер-ветерок Санки-саночки
Зима-зимушка Холод-холодок.
Составление рассказа о зиме по схематично - мнемотехнике.
1. Наступила холодная зима.
2. Выпал белый снег.
3. Деревья, кустарники укрылись белоснежным покрывалом.
4. На речках появился ровный, блестящий лёд.
5. Животные надели тёплые зимние шубки.
6. Не слышно весёлого пения птиц.
7. Дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на санках.
Воспитатель. Я хотела вам показать, как выглядят снежинки. Но снег сегодня не идёт. Что сделать для того, чтобы пошёл снег?
Дети: может стихотворение прочитать:
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо,
Падает, ложится.
Дидактическая игра «Доскажи пословицу»
Воспитатель. Пословицу рассказать: «Спасибо, Мороз, что … снегу нанёс»,
«Много снега - …много хлеба», «Береги нос в… зимний мороз», «Два друга-…мороз да вьюга», «Мороз не велик, …да стоять не велит», «Мороз и метели под февраль налетели».
Дети: загадки загадать: С ветром кружится, играет,
Небо синее скрывает
То позёмкой стелется
Зимняя… (метелица).
Бел, да не сахар.
Рады, рады все на свете,
Нет ног, а идёт (снег).
Рады взрослые и дети!
В гости снова к нам пришла
Кто?- Красавица (зима).
Воспитатель. Молодцы, ребята, о зиме и снеге рассказали, но снежинки так и не рассмотрели. Как же нам быть? Может попросить Госпожу Метелицу? Позовём её?
Воспитатель: Мне показалось, кто-то стучится в дверь.
Под музыку входит Госпожа Метелица с коробкой - сюрпризом и со снежинкой
Метелица : Здравствуйте, дорогие ребята, вы звали меня? Услышала, что помощь вам моя нужна.
Воспитатель и дети. Конечно, нужна. Мы снежинки хотели рассмотреть.
Презентация: «Снежинки»
Метелица : В моём дворце много снежинок и все они волшебные. Посмотрите, правда, красивая снежинка?
Детям раздаются пластмассовые снежинки
Метелица : Что умеют делать снежинки?
Дети: Снежинки падают, кружатся, летят, блестят, искрятся.
Метелица : Посмотрите снежинку на просвет. Если снежинка пропускает свет, значит она какая? (прозрачная).
Артгимнастика «Снежинка»
Метелица : Попросим снежинок покружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щёки ненадувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинку.
Метелица : А вы можете кружиться, как снежинки?
исполняется «Танец снежинок»
Метелица :Молодцы, ребята. Так и быть, помогу вам.
Достаёт из коробки свою «перину»
Это моя «перина» и её нужно взбить. И тогда посмотрите, что произойдёт.
Воспитатель: Сделаем так, как просила Госпожа Метелица, может, исполнится наше желание?
Дети взбивают перину, одновременно проговаривают «чистоговорку»
Ма-ма- ма- пришла снежная зима
Ег-Ег- Ег- всё засыпал белый снег.
Ки- Ки- Ки- любим мы играть в снежки.
Ры-Ры- Ры- качусь на саночках с горы.
Оз- Оз- Оз- щиплет щёки нам мороз.
Лю-Лю- Лю- зиму снежную люблю.
В конце» произношения «чистоговорки» из «перины» посыпались снежинки
Игра: «Кто больше соберёт снежинок»
Под музыку дети собирают снежинки
Изодеятельность на тему: «Где спряталась снежинка?»
Заранее, восковой свечой на альбомных листах нанести разные по форме и величине снежинки. Дети полностью закрашивают лист голубым или синим цветом и на этом фоне появляются снежинки, они их рассматривают, считают
Метелица обращает внимание на тарелку со снегом. Что это?
Дети рассказывают
Воспитатель. Посмотрим, во что превратился снег?
Дети: Снег растаял, превратился в воду.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Снег в тепле тает.
Метелица : К сожалению мне пора уходить, у вас здесь тепло, а я холод люблю. До свидания, ребята.
Дети: До Свидания, госпожа Метелица.
Воспитатель: Приходите ещё к нам в гости.
Воспитатель: Что нового и интересного сегодня узнали?
О чём бы вы хотели рассказать родителям?
Методическая литература:
1. А. С. Пушкин - отрывок из стихотворения «Вот север, тучи нагоняя…».
2. Иван Суриков - отрывок из стихотворения «Белый снег пушистый…».
3. Братья Гримм – сказка «Госпожа Метелица».
4. Елена Пименова – «Пальчиковые игры».
5. Владимир Даль – «Пословицы и поговорки».
6. Олеся Жукова – «Чистоговорки и скороговорки».
7. В. В. Павлова – «Дидактические игры для старших дошкольников по лексической теме «Зима».
8. Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Снегурочка», «Морозко»; Белорусская народная сказка «Два Мороза»;
Словацкая народная сказка в обработке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».