Оксана Липатова
Сценарий мероприятия для дошкольников «Маленькое чудо в большой картонной коробке» (о новогодней игрушке)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная часть
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с российскими новогодними традициями, сложившимися в XX веке.
Задачи:
- познакомить воспитанников с историей возникновения традиций в разных странах наряжать ёлку, писать поздравительные открытки;
- познакомить детей с различными материалами, из которых может быть изготовлена ёлочная игрушка, с советскими стеклянными ёлочными игрушками, с клинской новогодней игрушкой, с современными новогодними украшениями, различными видами искусственных ёлочек;
Публикация «Сценарий мероприятия для дошкольников „Маленькое чудо в большой картонной коробке“ (о новогодней игрушке)» размещена в разделах
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Игрушки. Новогодние сценарии
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Сценарии новогодних праздников
- Поделки из картонных коробок
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- побеседовать о новогодних традициях, сложившихся в семьях воспитанников.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: совместный с воспитателями подбор новогодних игрушек разных типов и видов разных лет выпуска, подбор репродукций новогодних открыток разных лет, создание иллюстрирующей мероприятие презентации.
Оборудование: ноутбук, медиапроектор, музыкальный центр, игрушки 50, 60, 70, 80, 90-х гг. 20в., современные новогодние игрушки, фигурки Деда Мороза, грецкие орехи, пищевая фольга, коробка из под новогодних игрушек 1960-х гг., разные виды искусственных ёлок, в т. ч. 2 одинаковых небольших для эстафеты, мишура, «дождик», новогодние открытки.
Оформление: зал украшен к Новому году, стоит большая искусственная ёлка, т. к. мероприятие проводилось в первые дни после новогодних праздников.
Ход мероприятия
Дети заходят в зал под «Танец Феи Драже» П. И. Чайковского, проходят круг и садятся на свои места.
Музыкальный руководитель (далее – МР) : Здравствуйте, ребята!
Вот и подходят к концу наши любимые новогодние праздники. В каждом доме готовили праздничный ужин, надевали красивые наряды, приглашали гостей, и, конечно же, наряжали ёлку любимыми новогодними игрушками. Всё это мы делаем каждый год и не задумываемся, а откуда же к нам пришла традиция наряжать ёлку?
Оказывается, новогодняя игрушка имеет свою, чрезвычайно интересную историю. Более 500 лет назад жители европейских стран начали украшать свои дома к Новому году. Люди приносили в жилища ветви елей. Украшали их яблоками, вафлями, орехами, сладостями и фруктами (МР вместе с ребёнком иллюстрируют это, развешивая и раскладывая на ёлке вышеперечисленнное). А вот 250 лет назад ёлку начали украшать бумажными цветами, позолоченными еловыми шишками (вешаем шишку, фигурками фей и ангелов (вешаем фигурку ангела)
Чуть позже появилась мишура (вешаем мишуру). А 150 лет назад, на территории современной Германии были изготовлены первые елочные шары из стекла (музыкальный руководитель показывает стеклянный шар). В начале прошлого века игрушки стали изготавливать в Богемии (Чехия, Польше, США, Японии и России. Ёлочки стали украшать фигурками из золоченой и серебряной бумаги и картона и соломенными звездочками (вешаем игрушку из соломки).
Сейчас каждый из нас сделает для нашей ёлочки простое украшение. Для этого мы с вами обернём вот эти орехи серебристой фольгой.
Дети заворачивают в нарезанные заранее кусочки пищевой фольги грецкие орехи и отдают ведущей. Ведущая кладёт часть орехов на ветви ели, часть – под ёлку.
Вот такие замечательные новогодние украшения вы сейчас сделали сами. А теперь давайте споём песню про Новый год.
Песня-игра «Новый год» (муз. В. Герчик, сл. З. Петровой)
МР: А сейчас я покажу Вам стеклянные ёлочные игрушки, которыми украшали ёлки Ваши прадедушки и прабабушки (МР достаёт из коробки игрушки 50-60-гг. – часы, избушка, клоун, факир, попугай, заяц, лётчик, корзина с фруктами, лимон, клубника, яблоко). Давайте назовём, кого же изображают эти игрушки? Здесь и далее дети перечисляют, что достаёт МР из коробки. В руки детям стеклянные игрушки МР не даёт, только показывает.
Весь год новогодние игрушки хранились в таких вот красивых коробках (показывает коробку для ёлочных украшений 60-х гг.)
А это игрушки из папье – маше – прессованной бумаги (тыква, огурец, морковь). МР просит ребёнка помочь ей в демонстрации.
Такими шишечками и колокольчиками украшали ёлочку ваши дедушки и бабушки (показывает игрушки 70-80 гг. – шишки, колокольчики). Тогда же стали ёлочку украшать дождиком (демонстрирует дождик).
Но не только из стекла и бумаги делаются игрушки. А из чего они ещё делаются – я сейчас попрошу вас мне ответить.
МР просит ребёнка помочь ей в демонстрации. Они передают по рядам игрушки из войлока, соломки, ткани, дерева, глины, акрила, фольги и т. д. Дети отвечают, что это за игрушки и из какого материала они сделаны. МР при необходимости подсказывает, объясняет новые понятия – войлок, акрил и пр.
МР: Под ёлочку многие из нас ставят фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Когда я была маленькой, у меня был вот такой Дедушка Мороз (демонстрирует и ставит под ёлку фигурку Деда Мороза 80-х гг.). А сейчас мы можем увидеть под ёлочкой и такую вот фигурку новогоднего волшебника (ставит современную фигурку под ёлку).
Давайте споём песню про Дедушку Мороза.
Песня «Дед Мороз» (муз. и сл. Л. Олифировой).
МР: Конечно, когда живая ёлочка стоит наряженная в нашей квартире, она радует нас и своим праздничным видом и запахом хвои. Но нужно помнить о том, что пройдёт две недели, и мы будем вынуждены выкинуть её. Как же быть? Как сделать так, чтобы и у нас был праздник с нарядным деревом, и чтобы ёлочки не гибли каждый год?
Дети высказывают предположение о том, что можно наряжать искусственные ёлочки.
МР: Правильно, ребята. И такая мысль посещала многих людей очень давно.
Почти 200 лет назад в США стали изготавливать пирамиды из дерева, похожие на ели. Их окрашивали, украшали свечками. У нас здесь есть две деревянные ёлочки, которые напоминают нам о том, как делались самые первые искусственные ёлочки
В Германии 130 лет назад делали ёлочки из перьев (МР показывает соответствующий слайд в презентации).
А когда Ваши бабушки и дедушки были ещё совсем маленькими, появились ёлочки из металла, который называется алюминий (МР показывает ёлочку из алюминия, веточки обматывали мишурой.
А вот ваши мамы и папы, когда ходили в детский сад, помогали своим родителям под Новый год наряжать искусственные ёлочки из пластмассы. Сначала они были не очень пышными, веточки были тоненькими, а иголочки короткими, такими, как вот эта веточка (показываем веточку старой искусственной ёлки)
Зато сейчас пластмассовые ёлочки стали очень пышными, красивыми. (Показываем большую и маленькие ёлочки в зале, а также несколько видов искусственных ёлок на слайдах презентации).
А теперь мы разделимся на две команды. Здесь на столике вперемешку лежат ёлочные украшения. Одни из них – из соломки, другие – из пластмассы. Ваша команда по очереди наряжает свою ёлочку игрушками из соломки, а Ваша, также по очереди – пластмассовыми игрушками. Главное – не перепутать, какими игрушками каждая команда будет наряжать свою ёлочку.
Эстафета «Наряди ёлочку»
МР: Ребята, у каждого из вас, наверное, есть родные, родственники, которые живут далеко отсюда. Как вы и ваши родители поздравляете их с Новым годом и с другими праздниками?
Дети отвечают: по телефону, скайпу и пр.
МР: Правильно. Но всего лишь 20 лет назад телефоны и компьютеры были не у всех. Люди писали друг другу письма и отправляли их по почте, а на праздники слали поздравительные открытки друзьям и близким.
Вот такие открытки отправляли друг другу ваши бабушки и дедушки (открытки 70-80-х гг. 20в.) (здесь и далее иллюстрируем рассказ показом открыток, демонстрацией иллюстраций на слайдах, а также распечатанных репродукций, а такие – прабабушки и прадедушки (открытки 50-60-х гг.). В годы Великой Отечественной войны на новогодних открытках даже Дед Мороз бил фашистов, были на них и изображения советских солдат и офицеров, а также их семей, которые ждут домой своих близких.
А это старинные рождественские и новогодние открытки
Сейчас ребята почитают нам стихи про Новый Год, а в это время… (называем имена нескольких детей) попробуют собрать из паззлов открытки.
Несколько ребят по желанию читают стихи, другие дети собирают, ориентируясь на образец, паззлы из репродукций открыток 70-80гг., 50-60гг. и открыток начала 20в.
МР: Молодцы, ребята. Паззлы вы собираете хорошо, давайте теперь проверим, насколько хорошо вы знаете сказки и сказочных героев. Ведь они тоже могут стать новогодними ёлочными украшениями.
Фотовикторина «Сказка на ёлке» (презентация с анимационными эффектами – сначала появляется изображение ёлочного украшения, изображающего сказочного героя, затем, после правильного ответа – имя героя или название сказки).
МР: Сегодня мы узнали, какие бывают ёлочки, какие бывают елочные игрушки. Давайте вспомним, из чего же делают ёлочные украшения? Дети отвечают. А чем украшали ёлочку раньше? Напоминаю, что все украшения были съедобные! Дети отвечают. Вот такие чудесные, интересные праздники дарит нам Зимушка-зима. А где живёт Зима?
Дети отвечают. А вот я думаю, что живёт она у леса на опушке. Давайте вспомним наш замечательный танец.
Танец «У леса на опушке жила зима в избушке» (Движения на усмотрение музыкального руководителя, соответствующие сюжету песни). После танца дети остаются в кругу.
МР: Молодцы, ребята! Наше мероприятие подошло к концу. Давайте дружно скажем нашей ёлочке «До свидания!» Звучит «Трепак» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Дети проходят круг и выходят из зала.