Мария Кучковская
Сценарий мероприятия «Ненецкий обряд» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ненецкий обряд
Современная цивилизация затронула всех, в том числе и северные кочевые народы. Несмотря на то, что многие продолжают сохранять кочевой или полукочевой образ жизни, они активно пользуются интернетом, смотрят спутниковое телевидение, ездят на снегоходах. Всё больше уроженцев стойбищ учится, работает и живёт в городах. Национальная культура постепенно забывается, по крайней мере, среди молодого поколения.
Цель: мероприятия привитие детям любви к родному краю
Задачи: актуализировать имеющиеся у детей представления о ненецких приметах;
развивать желание познавать культуру, обычаи, традиции своего народа; воспитывать уважение к традициям ненецкого народа.
Оборудование: чум, нарта, хорей, стол, ненецкая посуда; ненецкая одежда; куклы из утиных клювов, берестяная лодочка; фонограмма национальной музыки, на проекторе картинки заснеженной тундры, убранство в жилище.
Ход мероприятия
(На сцене чум, в нем сидит женщина, шьют девочки. Женщина-мать рассказывает им приметы.)
Мать: Куропатки в большую стаю собрались - к пурге. Если куропатки кажутся маленькими или сидят, притаившись, - это к морозам. Как бы наша дочь не замерзла, она, наверное, забыла про сильные морозы.
(За сценой слышны возгласы: «Хэй, хэй!», слышен шум подъезжающей нарты. Нюк откидывается, пригибаясь, входит отец. За ним дочь, неуклюжая, входит в чум).
Отец: Эй, мать, принимай гостей!
Мама: Доченька! (Обнимает дочь, замирает, прижав к груди дочери).
Отец: Хватит стоять, как важенка над теленком. Дай согреться с дороги.
Мать: Раздевайся, раздевайся, доченька. (Она в ягушке, но когда снимает ягушку, на ней модное платье.)
Мать: Абэй, доченька, так нельзя ходить в тундре, нельзя показывать руки.
(Переодевает дочь в национальное платье. Трапеза. Отец напевает национальный напев)
Дочь: Что ты воешь, как голодный волк?
Отец: Это одна из прекрасных песен моего народа, я их буду петь тебе каждый день.
Мать: (спрашивает отца)А ты на охоту ходил?
Отец: Счастливый день, однако. Два песца лапы в капкан сунули.
Дочь: Ой, какие пушистые! Покажи-ка, папа.
(Идет к отцу мимо «святого места», вокруг задней стенки чума)
Мать: Доченька! Рассердила ты злого духа. Не будет охотнику удачи.
(Отец нахмурился, бросил песцов в угол. Молчит. Сел чинить сеть. Дочь переводит взгляд с матери на отца)
Дочь: Да вы что, в самом деле, еще в дедушкины сказки верите?
Отец: А в приметы верить надо. Старики из века в век примечали: пройдет женщина мимо святого места - не жди удачи на охоте. Переступит женщина хорей - задерет волк важенку. Будет потрошить женщина осетра или щуку – пустыми будут твои сети. Вот и сейчас песец может мимо моих капканов пробежать.
Дочь: Мимо твоих пройдет, в капкан Нядмы попадет. (Смеется). Он ведь мою ленточку на рукаве носит.
Отец: Нядму я сейчас на звериной тропке встретил. Сказал, что ты погостить приехала. Он даже подпрыгнул.
Дочь: (Спрашивает равнодушно) Ну и как живет Нядма? Как песца ловит? Не путает волчьи следы с медвежьими следами.
(В голосе насмешка)
Мать: Что ты, доченька! Нядма своего первого песца много лет назад добыл. Теперь он настоящий охотник. Жене его будет тепло, как птенцу в гнезде.
Дочь: Почему жена должна быть птенцом?
Мать: Что ты, рыбка моя. Муж богатство в чум приносит, жена должна только чум стеречь.
Дочь: Как сторожевая собака?
Мать: Изменил тебя город, как зима тундру. Надо жить так, как старики жили.
Отец: Уж не хочешь ли ты, доченька, позор на нашу голову накликать? С рождения мы тебя с Нядмой просватали, да вот улетела ты, как лебедь из гнезда.
Мать: Чему старики учат, того в городе не знают. Как по шелесту травинки зверя услышать, как по разбегу волны рыбку увидеть. Разве тебя этому научат в городе?
Отец: Вот закончишь учебу, поженим вас. Хорошим мужем будет Нядма.
(За чумом слышится шум подъезжающей нарты. Нядма едет и поёт)
Отец: Вот и Нядма приехал.
Нядма: ани торова!
(торова.» Нядма останавливается около Саване, здоровается смущённо).
Нядма: ани торова, Саване
.Саване: Здравствуй, Нядма.
Нядма: Какая ты красивая, Саване!
Саване: Ты тоже изменился.
Нядма: Вот твоя ленточка, Саване. (Показывает красную ленточку на рукаве)
А где моя ленточка, Саване?
Саване: Не помню уже, Нядма.
Мать: Садитесь к столу.
(Саване обращается к матери)
Саване: Давай я помогу тебе, мама. (бросается к щуке)
Мать: Что ты, что ты, доченька! Нельзя женщине щуку потрошить. Слетятся в чум беды, как вороны на слабого теленка.
(Передает рыбу отцу)
Саване: (весело) Ну чего приуныли, будто волк любимую собаку задрал? Расскажи, Нядма, как живешь, как песца ловишь?
Нядма: Сколько белок я тебе настрелял на ягушку, не сосчитать. Больше, чем шишек в тайге. Лису на воротник поймал. Я теперь большой охотник, хитер песец, а я хитрее.
Саване: (лукаво) Многому ты научился, пока меня не было.
Нядма: (не замечая насмешки, хвастается) Много девушек на меня из-под платка смотрят. Много стариков мне свою трубку предлагают. Хороший работник, в каждом чуме нужен.
Саване: Разве ты работник, Нядма? А не хозяин?
Нядма: (он продолжает) Увижу куропатку в тундре - моя будет.
Увижу лисицу - моя будет. Увижу песца - мой будет. Увижу девушку – улыбается мне, но в свой чум приведу только тебя, Саване.
(Саване свистит)
Нядма: А свистеть подавно нельзя за столом – достатка не будет, так гласит примета,
«все пропоешь, все просвистишь».
Саване: А что, если не будет тебе удачи, Нядма? Я вокруг чума прошла, щуку начала резать, свистеть люблю.
Нядма: В городе ты отвыкла от законов наших предков. Сейчас мать выгонит неудачу из чума. А ты больше не будешь нарушать поверья. Иначе рассержусь. Я хоть и добрый, но строгий. Заповеди отцов в нашем чуме - закон. Они для меня запреты, и правила, и предупреждения.
Отец: Правильно Нядма говоришь. Семья, как оленья упряжка. Муж-вожак, жена-нарта. Куда упряжка с вожаком, туда и нарта.
Саване: А если я не хочу быть нартой? Тогда как?
Мать: Не порти нам праздник, доченька, Вот и Нядма собирается. Проводи его.
Нядма: Хозяйка, возьмись за край стола, иначе «унесу» с собой достаток.
Мать: Какой-то другой стала наша доченька. Не признаёт законов отцов.
(Отец молчит, занимается сетью. За чумом слышны возгласы Нядмы)
Нядма: Ю-вэй, Саване! Это же у меня лучшая упряжка! Что теперь будет! Прополи мои олени!
(убегает со сцены)
Мать: Что случилось?
Саване: (смеясь) Да вот нечаянно через хорей переступила, на полозья нарты наступила. Нядма боится, что волки оленей задерут.
Мать: Сколько примет нарушила: вокруг чума обошла, щуку резала, через хорей переступила, полозья нарты наступила.
Уйдет удача из стойбища, уйдет.
(вбегает женщина в черных лахмотьях, символ беды)
Мать: Надо окурить чум и вещи, чтобы ушли беды и вернулась удача к нам
(Мать окуривает чум)
Мать: А ты, доченька обычаи предков чтить и соблюдать надо!
Кланяются.