Ольга Дмитриевна Богун
Сценарий игры-викторины по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Игра- викторина по экологии в подготовительной группе
"Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа"
Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.
Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Публикация «Сценарий игры-викторины по экологии» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.
Предварительная работа:
экскурсия в парк, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.
Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины, карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.
Участники: ведущий, дети, Весна, лиса.
]Ход викторины.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Легкий весенний теплый ветерок принес в детский сад первый клейкий кленовый листочек. На нем написано приглашение от Весны- красны. Она приглашает нас в весенний лес за загадками.
Музыка природы леса
Ведущий: Ребята,посмотрите мы с вами оказались на лесной полянке. Правда, здесь очень красиво? Деревья только просыпаются от зимнего сна, на поляне появляются первые весенние цветы. Ах, как хорошо дышится!
Реб:Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)
(Появляется Весна – красна)
Весна –красна : Добрый день, ребята! Я, Весна и сейчас являюсь хозяйкой весеннего леса. Предлагаю вам отгадать загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем. (Лес.)
-А знаете ли вы, что лес живой?
И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям.
Сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку по лесу искать загадки.
Но сначала давайте вспомним правила поведения в лесу.
Правила поведения в лесу:
- Не разрушай муравейники:
- Не загрязняй природу;
- Не трогай мелких лесных обитателей;
-Не лови насекомых;
- Не трогай птичьи гнезда;
-Не загрязняй водоемы;
- Не разжигай в лесу огонь;
-Не рви растения с корнем;
- Не ломай ветки деревьев;
-Не вырывай грибы с грибницей;
- Не уходи далеко от взрослых.
Эти правила надо соблюдать, потому что природа это ваш друг, ее надо беречь и помогай ей.
Дидактическая игра: "Экологический светофор"
Ребята, вы знаете, что в экологии тоже есть светофор. Каждый сигнал светофора означает то же самое, что и на проезжей части:
Красный свет — природе вред!
Свет зеленый — как красиво! -
Скажет лес тебе: "Спасибо!"
Запомнили? Проверим.
— Красный свет? (дети отвечают: "Природе вред!") Это значит, что красный свет зажигается тогда, когда, поступки человека приносят вред природе..
— Свет зеленый?. (Дети продолжают: "Так красиво! — Скажет лес тебе: Спасибо!"). Да! Конечно! Зеленый свет зажигается тем ребятам, которые не только не причиняют вреда лесу, но делают для его обитателей — растений
и животных — добрые дела!
(Весна –красна перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этими правилами поднимают зеленый или красный кружок)
1. Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку
Красный, белый, синий цвет
Замечательный букет.
(красный, так как нельзя рвать цветы, т. к. растения не смогут размножаться)
2. Зайку серого найду,
Принесу его домой
Будет этот зайка мой.
(красный, нельзя ловить диких зверей,в неволе они погибнут)
3. Скорв лес пойдем с друзьями
И грибов мы наберем
Мухоморов и поганок
Мы в корзинках принесем
(красный, так как эти грибы несъедобные и грибы не собирают, а срезают их ножом)
4. Посадили деревце
У себя во дворе,
Пусть растет зеленое,
Лист резной, лист резной.
Поливаем деревце
Часто, часто мы,
Чтоб оно со временем
Нам дало плоды.
(зеленый, посадка деревьев это очень хорошо)
5. Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит
(красный, нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных)
6. С папой сделали мы домик
для синичек, воробьёв,
каждый день их хлебом кормим
и сестричек, и братьёв.
(зеленый, нужно помогать птицам зимой)
7. Я с друзьями в лес приехал
Музыку громко я включил
И не слышно стало песен
Мне в весеннем то лесу.
(красный, в лесу нельзя громко включать музыку, чтобы не испугать лесных жителей)
8. Уберемся мы в лесу
Мусор и бутылки
Целлофаны и бумажки
Недоеденные кашки
(зеленый, нужно очищать лес от мусора)
9. Елочку зеленую
Срубили топором,
Из лесу душистая
К нам приходит в дом
(красный, нельзя рубить деревья, они дают нам кислород, это дом для животных)
Весна-красна : Ребята вы молодцы хорошо знаете правила поведения в лесу, а теперь отгадайте мою вторую загадку : Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)
- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
- Какая птица охотится ночью? (Сова)
Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать.
Весна-красна : Ребята продолжим наше путешествие по лесу, вас ждет следующая загадка:
Весной веселит,
Осенью питает,
Летом холодит,
Зимой согревает. (Дерево)
Весна - красна : Правильно, а вы знаете деревья? Давайте поиграем в игру «С какого дерева листочек?»
(листья лежат в конвертах, дети собирают их определяют с какого дерева листочек и относят к тому дереву, к которому он относится.
Весна- красна : Какие вы молодцы!
Отгадайте следующую загадку :
Кузнечик, бабочка, пчела
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовем,
Но как мы всех их назовем? (насекомые)
Чтобы найти насекомых вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти картинку на которой, нарисованы насекомые. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе.
Отгадайте про них загадки
Загадки о насекомых.
1. Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок,
Пьет хоботком душистый сок. (Бабочка)
2. На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?. (Стрекоза)
3. Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
4. Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила.
А зовут ее. (Пчела)
5. Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он (Кузнечик)
6. Хоть я мал, да удал,
Очень многих покусал.
Песню звонкую пою,
Ночью спать вам не даю (Комар)
Игра малой подвижности: "Поймай комара".
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки - комар вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара.
Весна-красна : Слушайте внимательно следующую загадку:
Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)
Весна – красна : Правильно. Ребята, посмотрите на столе у вас лежат конверты, в которых лежат заготовки, из которых мы должны собрать цветок и назвать его.
Игра «Собери картинку» (в конвертах лежат заготовки цветов- подснежник, нарцисс, одуванчик, дети должны собрать цветок и назвать его).
Весна-красна : Следующую загадку я приготовила, для самых внимательных. Как вы думаете, что это такое?
(Показывает картинки с изображением следов животных)
Дети: Следы животных.
Весна-красна : Очень разнообразен мир животных в лесу. Я буду загадывать загадку, будете находить у себя отгадку и показать мне.
Загадки о животных
1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
2. Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк)
3. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
4. Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)
5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
Игра: «Чьи следы?»
(Загадываются загадки, а дети должны отгадать загадку и найти след этого животного)
Весна -красна: Ребята, а теперь немножко отдохнем, физминутку проведем.
Физминутка «Прогулка в лес»
Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте)
За природой наблюдали. (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели. (Вверх и посмотреть вверх)
Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали. (Спина прямая, тянемся вверх)
Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши)
Ногами топаем. (Притопы на месте)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали
Весна - красна : Что ж немножко отдохнули, а теперь отгадайте мою последнюю загадку :
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Весна: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.
- Бывают грибы съедобные, а бывают —. (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны).
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).
Игра - эстафета: "Собери грибы".
Дети делятся на две команды. На полянке (три обруча) в одном вперемешку разложены грибы (съедобные и несъедобные) По сигналу ведущего ребенок бежит к обручу, берет гриб и несет его в обруч, затем бежит следующий и так пока все игроки на положат гриб (одна команда собирает съедобные, другая несъедобные грибы).
Весна -красна: Молодцы ребята, вы отгадали все мои лесные загадки.
Ведущая : Вот и закончилось наше путешествие в весенний лес. Вам понравилось в гостях у Весны? Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.
Реб. :
В мире великом много чудес: (Нарэ)
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков
— Разве не чудо?
Реб: Хорошо в лесу густом! (Илья В)
Отдыхай под ёлкой,
Под ореховым кустом
Ты орешки щёлкай.
Реб:
Лес наполняет грибами лукошко (Леша К)
И про запас оставляет немножко.
Ведь звери лесные грибами питаются,
Поэтому жадным вход в лес воспрещается!
Ведущий:
Для чего нужен лес?
Дети:
- лес нужен нам для отдыха;
- лес сохраняет от высыхания реки;
- дает планете чистый воздух;
- кормит людей и животных.
Весна - красна:
Не разрушайте этот дом,
Девчонки и мальчишки
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
На прощание я хочу вам сделать подарок. За то, что вы много знаете, я хочу наградить вас специальными медалями знатоков, эрудитов нашего дома дома природы.