Валя Елпанова
Сценарий фольклорного развлечения «Рождественские посиделки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить детей с русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством,
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям,
3. Развивать внимание, память.
Группа ярко украшена. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, народные игрушки. Возле стен стоят скамейки на которых сидят дети. Дети одеты в русские народные костюмы.
Темочки:
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Посиделки
- Рождественские посиделки. Сценарии
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество. Сценарии рождественских праздников для детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Девочки вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка.
Ведущая (она же Хозяйка) :
" Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша гостиная. Похожа она у нас на деревенскую избу, не хватает только большой русской печки, такой как была у Емели-дурачка в сказке. Такие печки были в каждой русской избе. Вдоль стен стояли лавки на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают). Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. А еще раньше, ребята не было телевизоров, магнитофонов, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. И у нас сегодня будут посиделки.
Хозяйка:
"Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"
Один из гостей:
"Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"
Слова хозяйки:
"В тесноте - не в обиде. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки".
Дети исполняют шутливый диалог-небылицу:
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Можно зашить.
- Иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался.
Хозяйка:
"Ребята, сейчас мы слушали небылицу в лицах. Какое слово незнакомое вам прозвучало? (Ответы детей) Правильно - это слово «кафтан». Кафтан- это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его. А мы продолжаем слушать небылицы в лицах".
- Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Да он не идет!
- Так сам иди!
- Да он не пускает!
- Сынок, сходи за водицей на речку!
- Брюхо болит!
- Сынок, иди кашу есть!
- Что ж, раз мать велит - надо идти.
Хозяйка: ребята, а послушайте какие красивые песни пели раньше, можете подпевать.
Слушание песни «Посею лебеду на берегу» в исполнении народного хора в записи.
Слова мальчиков:
- Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют!
- А матушки?
- Порют да плачут.
- Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло. На печи да в шубе согреться можно.
Хозяйка:
Не обходились посиделки на Руси без народных игр. Давайте и мы поиграем в народную игру «Бояре»!"
Парни приглашают девочек в круг на игру. Проводится русская народная игра "Бояре" :
(Запевают девочки)
Девочки:
"Бояре, да вы зачем пришли,
Молодые, да вы зачем пришли?"
Парни:
"Княгини, да мы невесту выбирать,
Молодые, да мы невесту выбирать. "
Девочки:
"Бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?"
Парни:
"Княгини, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила. "
Девочки:
"В нашем полку убыло, убыло"
(2 раза.)
Парни:
"В нашем полку прибыло, прибыло. "
(2 раза.)
Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.
Две девочки читают частушки перед исполнением пляски:
– Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
Выходят еще две девочки и исполняют частушки:
– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
– Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
– Балалаечка – гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
– Сидит ежик на березе-
Белая рубашка.
На головке- сапожок,
На ноге- фуражка.
– Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Две девочки заняты делом, одна вяжет, другая вышивает.
1 девочка:
"Лодырь да бездельник- им праздник и в понедельник".
2 девочка:
"Ныне гуляшки и завтра гуляшки- находишься и без рубашки. "
Хозяйка:
"Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле- сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять- работать некогда будет, можно остаться и без рубашки. "
Хозяйка:
"Дорогие гости не хотите ли конфеточек покушать, да песенки послушать?"
(угощает гостей конфетами).
Дети исполняют песню-хоровод «Во поле береза стояла».
(Слова и музыка народные)
Мальчик:
"А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!"
Звучит плясовая в записи.
Две девочки:
– На улице две курицы
С петухом дерутся.
– Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
«Ха-ха-ха, ха-ха-ха
Как нам жалко петуха!
Мальчик:
"А ну хватит вам болтать, пора пляску начинать!"
Хозяйка:
"Ну пляску или нет, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»
Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:
– Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
– Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т. е. Яшей, и игра продолжается.
Девочка:
"Кум-куманек, где же ты живешь?
Что куманек, ко мне в гости не идешь?"
Мальчик с самоваром:
"Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай!
Уж ты кумушка, встречай!"
(Самовар ставится на заранее приготовленный столик)
Девочка:
"Не красна изба углами,
А красна пирогами!"
Слова хозяйки:
"Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!"
Слова ведущей:
"Жаль расставаться, но праздник кончается. Повеселились мы от души. Спасибо всем!"