Приложение МААМ

Сборник игр по лексическим темам

Меркулова Екатерина Викторовна
Сборник игр по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы

Что бывает в это время года

Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, «Идет дождь», «Осенний лес», «Цветущий луг» и так далее).

Ход: предложить ребенку выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).

Один - много

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Публикация «Сборник игр по лексическим темам» размещена в разделах

Ход: взрослый называет существительное по данной теме в единственном числе и бросает ребенку мяч; ребенок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число.

Чудесный мешочек

Цель: закрепить названия предметов и их свойства.

Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.

Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.

1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.

2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

Назови ласково

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов в большом и маленьком вариантах.

Ход: показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).

Загадки Зайца

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.

Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем Зайчик описывает свойства предмета, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.

Что пропустили

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.

Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.

Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит, что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много подарков; затем взрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарков не называет; ребенок должен отгадать какой.

Разрезные картинки

Цель: научить составлять целое из двух или трех частей.

Оборудование: две картинки с изображением предметов по теме, разрезанные на части.

Ход: сначала ребенку предлагаются части одной картинки, и он должен сложить ее и назвать предмет, который получился; затем упражнение повторяется со второй картинкой; после этого обе картинки перемешиваются и упражнение выполняется заново (когда ребенок научится отделять части одной картинки от частей другой, можно усложнить задание, смешав три картинки).

Что убрали

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.

Оборудование: предметы по теме.

Ход: выставить на столе перед ребенком предметы по теме; попросить ребенка отвернуться, а в это время убрать один из предметов; ребенок должен догадаться, какого предмета нет.

Чего не хватает

Цель: развить у ребенка целостное восприятие предмета.

Оборудование: картинки с изображением предметов по теме, у которых отсутствует какая-нибудь деталь ( например: флажок без палочки, платье без рукава).

Ход: ребенок должен определить, какой детали не хватает, и дорисовать ее.

Какой предмет лишний

Цель: расширить словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года.

Ход: предложить ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для игр в заданное время года.

Игры на развитие правильного употребления предлогов

Цель: научить ребенка правильно употреблять предлоги.

Оборудование: предметы по теме.

Ход: расположить предметы перед ребенком и задавать ему вопросы типа «что находиться на, под, около, за, в, над…».

Собери фигуру

Цель: научить ребенка правильно располагать готовые формы и сравнивать их между собой.

Оборудование: геометрические формы, из которых можно сложить предмет по теме.

Ход: объяснить ребенку, как называются данные геометрические фигуры, и попросить его сложить предмет по теме из данных фигур.

Лексические темы

Лексические темы

Осень

Предварительная подготовка: собрать на прогулке опавшие листья и рассказать ребенку, с какого они дерева.

Игры:

«Что бывает осенью»

«Один - много»

«Какой предмет лишний»

Весна

Предварительная подготовка: во время прогулки обратить внимание ребенка на весенние изменения в природе и пускать вместе с ним по воде кораблики.

Игры:

«Что бывает весной»

«Какой предмет лишний»

«Назови ласково»

«Разрезные картинки» (кораблик)

Зима

Предварительная подготовка: на зимней прогулке расскажите ребенку о снеге, сосульках, опишите их свойства; принесите снег и сосульки домой и понаблюдайте вместе с ребенком, как они тают.

Игры:

«Что бывает зимой»

«Какой предмет лишний»

«Назови ласково»

«Собери фигуру» (снеговик из трех белых кружков, разных по величине; ребенок должен сравнить размер кружков)

Праздник Новогодней Ёлки

Предварительная подготовка: рассмотреть вместе с ребенком елку; объяснить, что елка - это дерево, что у нее есть ствол, ветки, иголки; спросить у ребенка, какого цвета ствол, а какого - иголки; затем украсить елку вместе с ребенком; объяснить малышу, что елочные игрушки бывают стеклянные, бумажные, пластмассовые; задать вопросы ребенку о цвете игрушек.

Игры:

«Один - много»

«Назови ласково»

«Что на елке, что под елкой» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «на» и «под»)

«Собери фигуру» (ёлка из трех разных по величине треугольников; ребенок должен сравнить размер треугольников)

Лето

Предварительная подготовка: на летних прогулках обращайте внимание ребенка на то, какое все вокруг яркое; рассказывайте ребенку, какие бывают цветы и растения; покажите ему летние ягоды и фрукты; спрашивайте у ребенка, какого цвета и формы эта ягода, этот фрукт.

Игры:

«Что бывает летом»

«Один - много»

«Какой предмет лишний»

«Назови ласково»

«Игры с водой» (покажите ребенку на примерах различие между глаголами «наливать, выливать, переливать, доливать, лить»)

Овощи

Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с овощами и фруктами, назовите их и опишите их свойства.

Игры:

«Чудесный мешочек» (оба варианта);

«Один - много»

«Назови ласково»

«Загадки Зайца»

«Что пропустили»

• «Поваренок" (попросите ребенка приготовить вам салат из овощей; ребенок должен выбрать нужные овощи и объяснить, как он будет готовить это угощение; ключевые слова - «брать, мыть, чистить, резать, варить»)

Фрукты

Тема прорабатывается аналогично теме «Овощи».

Игрушки

Игры:

«Загадки Зайца»

«Один - много»

«Назови ласково»

«Что убрали»

«Чудесный мешочек» (2 вариант)

«Разрезные картинки» (матрешка)

«Чего не хватает» (флажок без палочки, шарик без ниточки, машина без колеса)

Одежда

Игры:

«Один - много»

«Назови ласково»

«Чего не хватает» (пиджак без рукава, рубашка без пуговиц, брюки без брючины)

«Кто во что одет» (ребенок должен сравнить одежду мальчика и девочки и описать eё по примеру: «У Маши - платье, а у Пети - рубашка и брюки»; взрослый может помогать ему наводящими вопросами)

«Уложим куклу спать» (ребенок должен раздеть куклу и уложить ее спать; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Потом снять маечку. Потом снять колготки и т. д.»; затем ребенку нужно задать вопросы типа «Что нужно снять сначала, что потом?»)

«Кукла проснулась» (игра, противоположная предыдущей)

«Нарядим куклу» (приготовить картонную куклу и набор бумажной одежды для нее; попросить ребенка одеть куклу для разных ситуаций; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Наденем кукле красное платье; у платья есть рукава и карманы…»; затем ребенку нужно задать вопросы типа «Где у платья рукава? А где карманы?.»)

Чайная посуда

Игры:

«Один - много»

«Что убрали»

«Разрезные картинки» (чашка, блюдце)

«К кукле пришли гости» (взрослый объясняет, что к кукле пришли гости, и просит накрыть на стол по примеру: «Поставь сахарницу на середину стола, чашки поставь на блюдца…»; затем взрослый задает ребенку вопросы типа «Какого цвета блюдце? Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки…»)

«Ложка и стакан» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «в», «за», «из»; взрослый демонстрирует ребенку действия с этими предметами и комментирует их, делая акценты на предлогах по примеру: «Я положил ложку В стакан. Я вынул ложку ИЗ стакана. Я положил ложку ЗА стакан…»)

Дом

Игры:

«Один - много»

«Назови ласково»

«Мой дом» (на прогулке ознакомьте ребенка с частями дома - окно, стена, крыша, дверь, труба; определите, высокий дом или низкий; затем загадайте ребенку загадку типа «Через какую часть дома люди заходят и выходят…»)

«Кошкин дом» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «в», «на», «из», «под»; приготовьте игрушечный дом и кошку или их картонные заменители; расскажите ребенку, что в этом доме живет кошка; покажите, как кошка вошла в дом, вышла из дома, села на крышу, забралась под крыльцо; затем попросите малыша проделать те же действия и помогите ему при необходимости)

«Разноцветная улица» (приготовьте картонные дома разных цветов и размеров и постройте вместе с ребенком улицу, выкладывая картонные дома в ряд; при этом задавайте ребенку вопросы о цвете домов)

«Строитель» (постройте с ребенком домик из конструктора; при этом комментируйте свои действия по примеру: «Сейчас мы поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу…»; задавайте ребенку вопросы типа «Что мы поставили сейчас? Какого цвета кубик…»; можно усложнить игру, построив целый город)

Мебель

Предварительная подготовка: показать ребенку кукольную мебель; определить, из чего она сделана; объяснить, для чего предназначена.

Игры:

«Один - много»

«Назови ласково»

«Спрячь мячик» (игра на обучение правильному употреблению предлогов «около», «на», «за», «под»; ребенок должен выполнить действия с мячом по указанию взрослого: «Положи мяч на стул, под стул…»)

«Мастер» (ребенок по образцу взрослого строит из кубиков мебель для любимой игрушки; взрослый комментирует действия ребенка по примеру: «Сейчас мы сделаем стул для куклы. Мы будем строить стул из кирпичика и кубика. Какого цвета кубик?.»)

Человек

Предварительная подготовка: ознакомьте ребенка с частями тела; расскажите, для чего они нужны, что они делают; например: «Это глаза. Они нужны для того, чтобы смотреть. Глаза могут моргать, открываться, закрываться, жмуриться.»

Игры:

• «Один - много" (части тела)

«Назови ласково»

«Доктор» (предложите ребенку поиграть в больного и доктора; сначала пусть доктором будет ребенок; пожалуйтесь доктору, что у вас болит голова/нога/рука; врач должен осмотреть больного и полечить его; затем пациент и доктор меняются ролями)

«Два и две» (игра на обучение правильному употреблению числительных «два» и «две»; объясните ребенку перед зеркалом, что у него два глаза; затем предложите малышу подумать, чего у него еще два; пусть ребенок назовет эти части тела; исправьте ошибки ребенка, допущенные при подборе слов)

Домашние животные

Предварительная подготовка: взрослый рассказывает ребенку о домашних животных на примере игрушек; описывает их части тела, цвет шерсти; рассказывает, чем животное питается, как кричит, что умеет делать, где живет; затем ребенку задаются вопросы по рассказанному материалу по примеру: «Какого цвета шерсть у этой собачки? Покажи ее хвостик. Где собачка живет?.»

Игры:

«Один - много»

«Собери фигуру» ( конура: квадрат, треугольник и кружок)

«Назови ласково»

«Помоги маме найти своих детенышей» (ребенку показывают изображение взрослого животного, и просят помочь найти ему своих детенышей по примеру: «Собачка плачет - она потеряла своих детишек. Кто ее дети? Покажи и назови их.»; ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки)

«Кто где спрятался» (игра на обучение правильному употреблению предлогов; взрослый прячет игрушечное животное под кровать, за дверь, на стул и просит ребенка его найти; после того как ребенок находит игрушку, взрослый задает вопрос: "Куда спряталась игрушка? (под стол) Правильно, собачка под столом. ")

«Кто как кричит» (взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч)

«Кто чем питается» (показать ребенку картинку с изображением животного и спросить у ребенка, что оно любит кушать)

Домашние птицы

Тема прорабатывается аналогично теме «Домашние животные».

Дикие животные

Тема прорабатывается аналогично теме «Домашние животные».

Насекомые

Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с насекомыми; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у насекомого крылья, где лапки, где усики.

Игры:

«Один - много»

«Разрезные картинки»

«Кто улетел» (игра по принципу «Что убрали»)

Птицы

Предварительная подготовка: показать ребенку картинки с птицами; рассказать ему, как они называются; объяснить, где у птиц крылья, где лапки, где клюв.

Игры:

«Один - много»

«Собери фигуру» ( голубятня: квадрат и треугольник)

«Кто улетел» (игра по принципу «Что убрали»)

Транспорт

Предварительная подготовка: ознакомить ребенка с отличиями между легковыми и грузовыми машинами, объяснить для чего они нужны; описать их цвет и форму; уточнить названия частей машины.

Игры:

«Один - много»

«Чудесный мешочек» (1 вариант)

«Где сейчас машина» (игра на тренировку предлогов; «Стоит у гаража, едет по дороге, стоит под деревом…»)

«Собери фигуру» ( грузовик: два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат)

Отработка «сложных» слов

Отработка «сложных» слов

• ПРОШАГАЙ СЛОВО

Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, «сыр» - 1 шаг, «самолет» - 2 шага). Затем ребенок прошагивает придуманные им слова.

• ПОДНИМИСЬ ПО ЛЕСЕНКЕ

Игра проводится по типу соревнования «Кто поднимется выше». Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым.

• ПОСАДИМ ДЕРЕВЬЯ

Ребенку предлагается прослушать названия деревьев. Затем выбрать для посадки деревья с односложными, двусложными или трехсложными названиями.

Деревья: сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива.

• МАГАЗИН ОВОЩИ-ФРУКТЫ

Вам понадобятся деньги (карточки с одним, двумя, тремя, четырьмя кружочками) и картинки с изображением овощей и фруктов. Сначала ребенку дается карточка с одним кружком. Ребенок должен купить в магазине овощи или фрукты, в названии которых есть только один слог. Затем выдается карточка с двумя кружочками и т. д.

Овощи: лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка.

Фрукты и ягоды: лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.

• ЗООПАРК

Вам понадобятся картинки с изображением животных и четыре карточки с нарисованными клетками. Скажите ребенку о том, что в зоопарк завезли животных и их необходимо расселить по клеткам. В первую клетку нужно посадить животных, в названии которых только один слог, во вторую - с названиями из двух слогов и т. д.

Животные: лев, ёж, слон, тигр, лось, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна.

Публикации по теме:

Дидактические пособия по лексическим темамДидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой "Конструктор картинок" от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по лексическим темам Название темы: 1. Тема: «Сегодня дошколята, а завтра – школьники» «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: стоя.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Пальчиковые гимнастики по лексическим темам Пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Тема «Игрушки» У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч.

Перспективное планирование подвижных игр по лексическим темам в старшей группе СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Игры: «Шишки, желуди, орехи» - разрядка, концентрация внимания. «Дождик,.

Планирование художественной литературы по лексическим темам (подготовительная группа) Тема недели Мой детский сад, школа: Тема занятия В. Драгунский «Заколдованная буква» Программное содержание : Учить анализировать художественное.

Фотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» ВидеоФотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» Видео Предлагаю Вашему вниманию творчество детей по лексическим темам Тема: «Мебель» Лепка «Столик с фигурными ножками» Задачи: продолжать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сборник игр по лексическим темам
Опубликовано: 24 сентября 2023 в 11:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сборник игр по лексическим темам» (включая файлы) размещена пользователем Меркулова Екатерина Викторовна (УИ 2815398) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД