светлана крылова
Сборник дидактических заданий для воспитанников подготовительной группы ДОУ по теме «Состав числа»
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник дидактических заданий для воспитанников подготовительной группы ДОУ по теме «Состав числа»
Составитель
Крылова Светлана Витальевна, воспитатель
Введение
Каждое занятие предлагается как первоначальное, ознакомительное.
Темочки:
- Математика и логика. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Состав числа. Игры, дидактические пособия
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Сначала число представляется детям в виде единиц, а затем с помощью графического изображения кружков. По словесному руководству воспитателя, ребенок выделяет составные части числа.
Занятия на закрепление требуют индивидуального творческого подхода и воображения воспитателя.
Это составление и решение задач, математических выражений на основе кружков и запись их в тетрадях. Можно считать кружки с лева на право, а потом справа налево, и коснуться правила перемена мест слагаемых. Также на последующих занятиях на закрепление можно считать все кружки в ряду, а потом отнимать красные или синие и на этой основе составлять и решать задачи и математические выражения со знаком минус.
На основании того, что не во всех числах кружки делятся на равные части, объяснить детям понятие «четного» и «нечетного» числа.
Так же можно закреплять понятия верхний нижний средний и т. д. ряд. Счет слева, справа, пересчет кружков.
Благодаря «волшебным» кружкам воспитатель может проявить свою фантазию и разработать много различных упражнений, которые будут способствовать закреплению знаний о составе числа у детей.
Число 2
Воспитатель выставляет утят по одному.
-Ребята, однажды на пруду за уточкой плыл один утенок и еще один.
1 и 1. Всего два
Значит один и один будет два
В тетрадях у детей два кружка.
- Дети возьмите красный карандаш и закрасьте первый кружок.
- А теперь, другой кружок закрасьте синим карандашом.
- Сколько красных кружков? (1)
Сколько синих? (1)
- Сколько всего? (2). Один и один всего два.
Вывод:
Число 2 состоит из 1 и 1.
Число3
Воспитатель выставляет утят по одному.
-На пруду плавал утенок, к нему пришёл еще один, а потом еще один.
А сколько их всего(3)
1и1и1, а всего - 3
А теперь давайте поиграем в тетрадях с кружками.
Закрасьте первый кружок красным карандашом,
остальные синим.
- Сколько красных кружков? (1)
- Сколько синих? (2)
- Сколько всего? (3)
1 и 2, всего 3.
Вывод
Число 3 состоит из трех единиц
Из 1 и 2
Число 4
Воспитатель выставляет утят по одному.
-Теперь на пруду стало весело, потому что как-то плавал там утенок, и ещё утенок, и ещё утенок, и еще утенок.
А сколько всего на пруду утят? 4
1и1и1и1 а всего - 4.
А теперь в тетрадях мы посмотрим, что у нас два ряда кружков
- Закрасьте в первом ряду первый кружок красным цветом, а остальные синим.
- Сколько красных кружков? (1)
- Сколько синих? (3) Сколько всего? (4)
1 и 3 будет 4.
Во втором ряду закрасьте первых 2 кружка красным цветом, остальные синим.
- Сколько красных кружков? (2) Синих? (2) всего (4).
Вывод: число 4 состоит из четырех единиц.
Из 1 и 3
Из 2 и 2
Число 5
Воспитатель выставляет ромашки по одной.
-Однажды утром в саду, когда светило солнышко, распустилась ромашка, потом еще одна ромашка, и еще одна ромашка, а потом еще ромашка, и еще ромашка.
Сколько всего ромашек в саду? 5.
Значит 1 и 1 и 1 и 1 и 1, а всего 5.
Давайте откроем тетради и поиграем с кружочками.
Ребята, закрасьте в первом ряду первый кружок синим цветом, остальные красным. Сколько синих? 1, а красных? 4. Всего 5. Значит 1 и 4, будет 5.
Во втором ряду два кружка синим цветом, остальные красным.
Сколько синих? 2. Сколько красных? 3. А всего в ряду? 5.
Значит 2 и 3 будет 5.
Сделаем вывод. Число 5 состоит из пяти единиц.
Из 1 и 4.
Из 2 и 3.
ЧИСЛО 6
Воспитатель выставляет птиц по одному.
-На ветку рябины прилетел снегирь, и ещё снегирь, прилетел потом еще один, и ещё один прилетел, еще прилетел и еще один снегирь увидел ягодку, прилетел.
Сколько всего снегирей на ветке? 6, а как их получилось 6? 1 и 1 и1 и 1 и1 и 1 а всего 6
А теперь откроем тетради и поиграем с нашими кружочками.
1 и 5=6 2 и 4=6 3 и 3=6
Рассмотрим верхний ряд кружков, и первый из них закрасим красным цветом, остальные синим.
Сколько красных? 1. Сколько синих? 5. А всего 6.
1 и 5 вместе будет 6.
Во втором ряду 2 первых кружка закрасим красным цветом, остальные синим.
Сколько красных? 2. Сколько синих? 4. А всего 6.
Значит 2 и 4 будет 6.
А в третьем ряду закрасим 3 первых кружка красным, а остальные синим.
Сколько синих? 3, а всего 6. Значит 3 и 3 вместе будет 6.
Сделаем вывод, из чего состоит число 6.
Из 6 единиц.
Из 1 и 5 Из 2 и 4 Из 3 и 3
ЧИСЛО 7
Воспитатель выставляет гномиков по одному.
Ребята, к нам в гости пришел гномик, ой еще 1, еще 1, еще 1, еще 1, еще 1, еще 1. Сколько же всего гномиков? 7.
Число 7 состоит из семи единиц. Поиграем с кружками.
1+6=7 2+5=7 3+4=7
В первом ряду закрасим первый кружок красным цветом, а остальные синим.
Сколько красных? 1. Сколько синих? 6. А всего 7.
1 и 6 всего 7.
Теперь во втором ряду закрасим два красных кружка, а остальные синим.
Сколько красных? 2, синих? 5. А всего 7.
2 и 5, будет 7.
В третьем ряду закрасим первых 3 кружка красным, а остальные синим.
Сколько красных? 3, синих? 4. А всего 7.
Значит число 7 состоит из 3 и 4.
Сделаем вывод. Число 7 состоит из семи единиц.
Из 1 и 6. Из 2 и 5. Из 3 и 4.
ЧИСЛО 8
Воспитатель выставляет грибки по одному.
Однажды в лесу после дождика, когда выглянуло солнышко, вырос грибок, и еще грибок, и еще, еще, еще, и еще, еще и опять грибок. Ну и ну, сколько грибов? 8.
1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1, а всего 8 грибов.
Откроем тетради и поиграем с кружочками.
1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, 4 и 4.
Кружочки расположены по рядам. Сколько рядов? 4.
Считать будем с верхнего ряда.
В первом ряду, первый кружок закрасьте красным цветом, а остальные синим.
Сколько красных кружков? 1. А синих? 7. А всего в ряду? 8. Значит 7 и 1 будет 8.
Во втором ряду 2 первых кружка закрасьте красным, остальные синим. Сколько красных? 2. Синих? 6. Всего 8. Значит 2 и 6 будет 8.
В третьем ряду 3 кружка закрасьте красным, остальные синим. Считаем: Сколько красных? 3. Синих? 5. Всего в ряду 8.
В четвертом ряду первых 4 кружочка закрасьте красным, остальные синим.
Сколько красных? 4. Синих? 4. Всего 8. Значит 4 и 4 будет 8.
Сделаем вывод. Число 8 состоит из восьми единиц.
Из 1 и 7 Из 2 и 6 Из 3 и 5 Из 4 и 4
ЧИСЛО 9
Воспитатель выставляет яблоки по одному.
Однажды по лесу бежал ёжик и нашел яблоко. Потом еще одно яблоко, и еще одно, и еще, еще, еще, и еще, еще, одно яблоко.
Ну и ну. Сколько яблок? 9
1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1, а всего 9 яблок.
Откроем тетради и поиграем с кружочками.
1 и 8, 2 и 7, 3 и 6, 4 и 5.
Кружочки расположены по рядам. Сколько рядов? 4
Считать будем с верхнего ряда.
В первом ряду, первый кружок закрасьте красным цветом, а остальные синим.
Сколько красных кружков? 1. А синих? 8. А всего 9. Значит 1 и 8 будет 9.
Во втором ряду 2 первых кружка закрасьте красным, остальные синим.
Сколько красных? 2. Сколько синих? 7. Всего 9. А значит 2 и 7 будет 9.
В третьем ряду 3 кружка закрасьте красным, остальные синим.
Сколько Красных? 3. Сколько синих? 6. Всего 9. А значит 3 и 6 будет 9.
В четвертом ряду 4 кружка закрасьте красным, остальные синим.
Сколько красных? 4. Сколько синих? 5. Всего 9. А значит 4 и 5 будет 9.
Сделаем вывод. Число 9 состоит из девяти единиц.
Из 1 и 8 Из 2 и 7 Из 3 и 6 Из 4 и 5
ЧИСЛО 10
Воспитатель выставляет конфеты по одной.
Однажды гуляя по лесу, мишка нашел конфету, и еще, еще и еще, и еще, еще и еще, и еще, и еще конфету. Ну и ну. Сколько же всего конфет? 10.
1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1 и 1, а всего 10 конфет.
Откроем тетради и поиграем с кружками.
1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5.
Кружочки расположены по рядам. Сколько рядов? 5. Считать будем с верхнего ряда.
В первом ряду, первый кружок закрасьте красным цветом, а остальные синим. Сколько красных кружков? 1. Синих? 9. А значит всего 10. 1 и 9, будет 10.
Во втором ряду, первые два кружочка закрасьте красным цветом, а остальные синим. Сколько красных? 2. А Синих? 8. Всего? 10. А значит 2 и 8 будет 10.
В третьем ряду, первые три кружочка закрасьте красным, а остальные синим. Сколько красных? 3. Сколько синих? 7. Всего 10. А значит 3 и 7 будет 10.
В четвертом ряду, первые четыре кружочка закрасьте красным, а остальные синим. Сколько красных? 4. А синих? 6. А всего? 10. Значит 4 и 6 будет 10.
В пятом ряду, первые пять кружков закрасьте красным, а остальные синим. Сколько красных? 5. А синих? Тоже 5. А всего? 10. Значит 5 и 5 будет 10.
Сделаем вывод. Число 10 состоит из десяти единиц.
Из 1 и 9 Из 2 и 8 Из 3 и 7 Из 4 и 6 Из 5 и 5
Список литературы
1 Дидактические игры в детском саду[текст] А. И. Сорокина c- 29-35.
2. Математика для дошкольников 1998г. [текст]с113. Т. И. Ерофеев
3. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
[электронный ресурс] З. А. Михайлова