Лариса Бабахян
Самый лучший в мире дом — дом у мамы под крылом.
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №27 «ЛАСТОЧКА»
МЯСНИКОВСКИЙ РАЙОН
ОПЫТ РАБОТЫ
ПО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«САМЫЙ ЛУЧШИЙ В МИРЕ ДОМ,
ДОМ У МАМЫ ПОД КРЫЛОМ»
Воспитатель
Бабахян Л. А.
2014 г.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» - именно эти слова Дмитрия Сергеевича Лихачева являются эпиграфом к моей работе.
Публикация «Самый лучший в мире дом — дом у мамы под крылом,» размещена в разделах
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания в современном обществе.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, когда детское сердце открыто для добродетели, проявится в нем позже, станет его и нашей жизнью.
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов. В настоящее время заметно возрос интерес педагогов к работе с семьей.
Социально-нравственное и духовное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая в нашем детском саду решается всеми, кто имеет отношение к детям.
История народа создается руками и поступками людей. Поведение людей формируется в семье. Отсюда влияние семьи на жизнь и историю народа.
Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система не может быть эффективной, если в этой системе нет места семье.
Современными исследованиями установлено, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Задача детского сада состоит в необходимости помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и предаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Семья. Как греет душу это слово. Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Слово семья происходит от слова семя. Маленькое семя, посаженное с любовью в землю, дает крепкий росток.
Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом каждого – благополучие всей семьи.
Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно-развитого человека.
В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным.
Деятельность всего коллектива детского сада по возрождению традиций семейного воспитания осуществляется по следующим направлениям:
- духовно-образовательное;
- культурно-познавательное;
- нравственно-трудовое.
Исходя из этих направлений, моя деятельность подчинена единой цели – сохранению духовно-нравственного здоровья детей и возрождению традиций семейного воспитания.
Помочь семье ориентироваться в психологии ребенка и создать полноценные условия для его развития, привлечение взрослых к активному и грамотному участию в воспитании детей, развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми – вот основные задачи, которые решает детский сад в рамках взаимодействия с семьей.
В своей работе мы опираемся на психолого-педагогические исследования педагогов, психологов, философов: Я. А. Каменского, А. С. Макаренко, Н. К., Крупской, К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозовой, Е. И. Тихеевой, Сухомлинского.
Усиление воспитательной и образовательной функции детского сада, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи.
Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Человек может забыть о них, но они помимо его воли, часто определяют его поступки.
Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения, поэтому работу с детьми мы строим в двух направлениях: формирование представлений о нравственности и духовности и накопление практического опыта.
С этой целью проводятся мероприятия, которые включают родителей и детей в общее, интересное дело. Это консультации специалистов, конференции, семинары, фестивали и праздники.
В настоящее время, в связи с реформированием системы дошкольного воспитания дошкольные работники ищут новые нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.
Положительным опытом нашего детского сада в этом направлении является реализация совместного детско-родительского проекта «Любовь к Родине начинается с любви к Матери».
У детского сада своя миссия – прежде всего чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания малышей в нашем детском саду прибавлял им уверенности в себе и своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого общения и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант, чтобы они дружили, радовались и любили.
Воспитатель для ребенка – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе.
Основным видом деятельности дошкольника является игра. В процессе игры развиваю у детей самостоятельность, воспитываю любовь к младшим, уважение к старшим, учу играть вместе, дружно, внимательно относиться друг к другу, воспитываю любовь к труду
В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах воспитываю у детей уважение к членам семьи, формирую у детей представления о семейных отношениях, учу проявлять заботу о родных людях.
В основе моей деятельности положен проектно-исследовательский метод. В ходе работы были реализованы мини-проекты «Моя дружная семья», «Моя родословная».
Мы с детьми прослушиваем и разучиваем песни о семье, инсценируем сказки, рисуем, изготовляем поделки и подарки на праздники и дни рождения.
Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Именно поэтому нами уделяется большое внимание формированию любви к традициям и обычаям родного края.
Ведь на конкретных фактах из жизни старших членов семьи, их фронтовых и трудовых подвигах мы воспитываем в детях такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, подвиг.
В игровой, занимательной форме я даю детям краеведческие сведения о родном селе, об истории его возникновения, его достопримечательностях, знаменитых земляках.
В известной всем нам с детства песне есть такие слова:
С чего начинается Родина?
С той песни, что пела нам мать.
Родина – это край, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички, и журчание родника, и родная речь. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями, о том, что им близко и дорого, оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и с ближайшим окружением.
Уместно вспомнить здесь слова нашего великого земляка Ш. М. Шагиняна:
«Любой родник имеет свой исток,
Любого древа сила от корней»