Екатерина Мальцева
Самостоятельный ребенок — успешный ученик!
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития человека важен каждый возраст. Дошкольное образование на современном этапе ориентировано на развитие и формирование основополагающих качеств личности. Довольно скоро они закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека. Одним из таких качеств выступает самостоятельность. Она помогает человеку успешно проявить себя в различных жизненных ситуациях. Позволяет быстрее и лучше адаптироваться в социуме.
Публикация «Самостоятельный ребенок — успешный ученик!» размещена в разделах
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
В ФГОС ДО самостоятельность занимает ключевое место - особенно это можно проследить в целевых ориентирах, на этапе завершения дошкольного образования
Ребё нок:
– проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
– пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
– способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
На мой взгляд «Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающаяся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно инициативно не только в знакомой обстановке.
Развитие самостоятельности предполагает ряд условий:
1 условие: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, поддержка индивидуальности и инициативы детей
В нашей группе созданы такие условия: ежедневно для воспитанников проводился утренний круг, на котором планировалась совместная и самостоятельная деятельность. Чтоб дети соблюдали запланированные мероприятия дня, на панно «Календарь жизни группы» или «Наши интересные дела» они фиксировали условные обозначения. Таким образом, они возлагали на себя ответственность, за принятые решения чем займемся в течение дня. В конце дня, организовывался вечерний круг, дети вспоминали прошедший день, оценивали проделанную работу, обсуждали ситуации, которые были детям трудны и интересны, упражнялись в умении слушать друг друга. Ещё в нашей группе была создана «стена Самоделкина»- это авторская разработка педагога Катаевой К. С. Она представляет собой настенный экран с изображением героя Самоделкина, набор карточек со схематическим изображением познавательных задач технической направленности, технологические карты изготовления моделей; материал необходимый для решения познавательных задач, контейнер для материалов. Данное пособие способствовало развитию самостоятельности детей (за счет самостоятельного поиска вариантов решения технической задачи) и целенаправленно использовалось при реализации краевого проекта «Детский Техномир».
2 условие: оказание взрослым не директивной помощи детям.
Не директивная помощь - это партнёрское общение между взрослым и детьми, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В детском коллективе часто возникают разные нестандартные ситуации между воспитанниками. Задача взрослых помочь детям выйти из них и научить их принимать правильное решение, которое будет закрывать потребности каждого участника. Сначала разбор ситуаций проводит взрослый, показывая личный пример детям, со временем дети научаются выходить из подобных ситуаций САМОСТОЯТЕЛЬНО. В результате на выходе из дошкольного учреждения дети самостоятельно решают аналогичные проблемные ситуации, опираясь на свой личный опыт.
3 условие: создание условий для формирование адекватной самооценки и самоконтроля. Самоконтроль осваивается детьми постепенно: от умения осуществлять его по достигнутому результату к самоконтролю за способом осуществления деятельности и на этой основе к самоконтролю за деятельностью в целом.
Самоконтроль во внешнем виде. Мы предложили родителям принять участие в проекте «Скоро в школу!», обязательным условием которого является, ежедневное ношение рубашек (с пуговками) в детском саду. Детям было сложно привыкнуть к ежедневному ношению рубашек, вначале года педагоги помогали следить за внешним видом, «Поправь воротничок!», «Заправь рубашку», «Правильно застегни пуговицы». К концу года дети уже самостоятельно контролировали свой внешний вид, выполняя действия «на автомате». Родителям было предложено собирать вместе с ребенком рюкзак с необходимыми вещами для ребенка в детском саду (одежда, игрушки, и др.) на следующий день, помогать поддерживать порядок в своем шкафчике, в комнате, на рабочем месте (столе, так же как собирать портфель и готовить форму на следующий день. Самостоятельный ребенок – опрятный и аккуратный ученик!
Самоконтроль в совместной деятельности. Это организовать свое рабочее место, выбор необходимого оборудования для любого вида деятельности, умение соблюдать порядок в группе и на рабочем месте, убирать все на свои места. Самостоятельный ребенок – организованный ученик!
Самоконтроль во время приема пищи. Воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание на формирование у ребенка навыков поведения во время приема пищи, которая ведется в тесном контакте с семьей. У дошкольников прием пищи ведется под контролем взрослого, в школе тоже. Самостоятельный ребенок – культурный ученик!
То, насколько будет успешен ребёнок в школе, и в различных видах деятельности, во многом зависит от умения действовать самостоятельно, проявлять инициативу.
Таким образом, самостоятельность дошкольника формируется на протяжении всего дошкольного возраста и к 6-7 годам является объективным и необходимым качеством личности ребенка, которое поможет ему успешно обучаться в школе.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что самостоятельный ребенок – это успешный ученик!