Светлана Волостных
Самосовершенствование, самопознание, самовоспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить ребенка самосовершенствоваться?
Главное, считают психологи, уважать личность ребенка, верить в его силы, возможности.
Ребенок с помощью взрослого знакомится с такими сферами действительности, как:
--- представление о себе («я сам»);
--- представление о других людях и об отношениях между ними;
--- представление о рукотворном мире («предметная среда»);
--- представление о нерукотворном мире («природа»).
В возрасте 3-4 лет рождается личность человека. Именно в этом возрасте у ребенка начинает формироваться представление о себе.
Публикация «Самосовершенствование, самопознание, самовоспитание» размещена в разделах
Представление о себе в психологии называют самосознанием, т. е. это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире.
Для того чтобы ребенок ощущал себя неповторимой личностью, любимый и принимаемый другими людьми, взрослые должны направлять свои усилия на формирование более полных представлений ребенка о себе:
--- о своем физическом облике – строении тела;
--- об имени;
--- о росте;
--- о половой принадлежности, о различиях в поведении мальчиков и девочек.
Детям нужно прививать гигиенические навыки. У них следует развивать положительное отношение к себе, самоуважение, понимание своих переживаний и умение управлять ими.
Самые важные вещи, которым родители могут научить маленького ребенка.
Любите себя. Любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока вы не будете ценить собственную жизнь, вы никогда не станете деятельным, не сможете реализовать свои возможности. Ребенку необходима свобода! У ребенка, которому внушают, что он ведет себя плохо, развивается неприязнь к себе, и это мешает обучению, жизни и любви больше, чем любая другая психологическая проблема.
Общаться с помощью слов. После того как дети смогут объяснять истинное значение своих поступков, им необходимо научиться помогать другим людям, понимать их. Любой ребенок, который может спокойно и непринужденно рассказать о своих чувствах, говоря «Я боюсь» или «Я очень тебя люблю!», уже обрел навык, который представит ему необходимую свободу для того, чтобы думать, интересоваться и учиться.
Интересоваться и задавать вопросы. Все популярные книги и разговоры о том, каким знаниям и умениям мы должны учить дошкольников, отодвинули на задний план и почти свели на нет естественную, инстинктивную любознательность. Зачастую мы перестаем прислушиваться к замечательным вопросам, которые задают дети сами по себе: «Почему листья меняют цвет?», «Что заставляет траву расти?», «Откуда берется снег?» и т. д. Когда мы говорим ребенку: «Я не знаю», «Я занят», «Спроси у мамы или у папы», мы отбиваем охоту у ребенка добывать знания. Если же, напротив, мы поощряем его любознательность и помогаем находить ответы, то способствуем развитию интеллектуальных способностей, наиболее существенных для человека.
Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Чтобы стать мудрым и зрелым взрослым человеком, ребенок должен начать понимать, что простые решения не снимают проблему, что на самом деле надо копать глубже, чтобы найти оптимальный ответ на тот или иной вопрос. Детям необходимо вначале испытать сложность жизненных ситуаций, чтобы они были подготовлены к столкновению с путаницей, неопределенностью и непостоянством реальной жизни.
Не бояться неудач – необходимое условие взросления. Детям надо помочь понять, что обучение – длительный, медленный процесс проб и ошибок. Ни одно великое изобретение не совершалось без большого числа предшествовавших ему испытаний и неудач.
Доверять взрослым. Людям доверять трудно, если они тебя обманывают. Для ребенка важно постоянство в одном; в наших попытках быть с ним честными. Мы говорим ребенку, что доктор не сделает ему больно, а он делает. Так скажите по другому: «Тебе, может быть, будет немножко больно, но это скоро пройдет. Посиди у меня на коленях и поплачь, если тебе хочется»
Думать самому. Ребенок должен обладать своим мнением. Этому очень легко научить – надо просто поощрять ребенка в том, чтобы он высказал свое суждение, не боясь, что его накажут.
«Как вырастить оптимиста?»
--- Прививайте ребенку уверенность в том, что все, что он делает важно.
У детей, постоянно чувствующих родительскую поддержку, больше веры в себя. Если у него есть ощущение, что о нем заботятся, то попадая в незнакомую обстановку или ситуацию, он будет испытывать чувство уверенности, ощущение надежного тыла.
--- Отступайте в сторону.
Дошкольник, требующий позволить ему самому расчесать волосы, скорее всего, начешет себе колтун. Однако чем больше возможностей проявить самостоятельность мы даем своим детям, тем увереннее в себе они становятся и тем положительнее относятся к самостоятельному решению различных жизненных задач.
--- Пусть ребенок чувствует себя важной частью «большой жизни»
Уход за собой, помощь по дому дает возможность ребенку чувствовать себя важной частью семьи и помогает поверить в себя. Давайте малышу посильные задания, например пусть в его обязанности входит раскладывать хлеб, кормить кошку и т. п.
--- Позвольте ребенку самому принимать решения.
Дети, привыкшие думать за себя, в состоянии лучше контролировать свою жизнь. Как можно чаще давайте ребенку возможность выбирать, предлагая соответствующие его возрасту альтернативы.
--- Объясните малышу, что результат всегда прямо пропорционален приложенным усилиям.
Внушайте своему ребенку чувство оптимизма, обращайте внимание на его усилия, а не на продукт этих усилий. Если малыш сделал что – то хуже, чем надо, то обсудите с ним, каким образом он смог бы сделать лучше. Хвалите его усидчивость и всегда отмечайте, что успех – это результат его собственных действий, а не случайной удачи.
--- Научите его отвлекаться от негативных мыслей.
Дети, воспринимающие каждую свою неудачу как подтверждение того, что им ничего не удается, думающие, что мир настроен против них, и чувствующие свою вину за негативные события, на которые они никак не могли бы повлиять, больше всех остальных подвержены депрессиям.
Оптимисты склонны воспринимать ход вещей иначе, чем пессимисты. Когда случается что – то негативное, оптимисты не видят в этом своей вины. Они ищут другие объяснения и пытаются понять, как в следующий раз можно будет избежать этой ситуации.