Валентина Стрелкова
Самооценка ребенка-дошкольника
Все родители хотят, чтобы их дети выросли счастливыми, самодостаточными, уверенными в своих силах, успешными в жизни. Но, к сожалению, не у всех это получается. Отчего это происходит? Что может повлиять на будущее ребенка?
Примерно, в 5-7лет, в старшем дошкольном возрасте, у ребенка начинает формироваться самооценка – то, что думает ребенок о самом себе, как он себя воспринимает в этом мире - «Кто я?», «Какой я?».
Публикация «Самооценка ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Главную роль в этом процессе играет мнение окружающих его людей, в первую очередь родителей. То, как они оценивают его поведение, их отношение к нему, его значимость в их глазах и формирует тип поведения, влияющий на все формы деятельности ребенка. В зависимости от типа детско-родительских отношений, сформировавшегося в данной семье, формируется и самооценка ребенка, которая может быть как положительной, так и отрицательной.
Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и значимости. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Если оценки родителей адекватны, реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, он чувствует себя комфортно в заданных границах, у него формируется позитивный образ "Я" и положительная самооценка. Если же цели и планы родителей не совпадают с реальными возможностями ребенка, они завышены и трудновыполнимы, ребенок теряет веру в себя, у него формируется заниженная самооценка и негативный образ "Я".
Заниженная самооценка относится к неадекватным самооценкам. Адекватность или неадекватность оценки заключается в способности человека правильно соотнести свои возможности Заниженная самооценка неблагоприятна для личностного развития ребенка и может наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Отрицательные оценки близких людей закрепляются в сознании и влияют на развитие его суждений о себе, что в дальнейшем может привести к психологическому надлому, неспособности выстраивать отношения в социуме, боязни, тревоге, мнительности.
Заниженная самооценка формируется у детей, которые неуверенны в своих силах и неуверенны в безусловном принятии себя со стороны родителей. Как правило, в семьях таких детей нет доброжелательной семейной обстановки, отсутствуют теплые доверительные отношения между членами семьи, часты конфликты между родителями. К детям предъявляются завышенные требования, не учитывающие реальных физических и психических особенностей ребенка, его сил и возможностей. Родители таких детей используют только негативные оценки и отзывы, не понимая, насколько это травмирует ребенка, принижает его в собственных глазах. В такой ситуации ребенок оказывается психологически надломлен, он не верит в собственные силы. ему не хватает ощущения личностной ценности Дети с заниженной самооценкой тревожны, нерешительны, недоверчивы, малообщительны, чувствительны. Они не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Такие дети испытывают трудности с включением в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными. Но если взрослый окажет эмоциональную поддержку ребенку в такой ситуации, то ребенок может легко справится с такой задачей. Для детей с заниженной самооценкой характерен низкий уровень притязаний, им присуще стремление избегать неудач, поэтому в любой деятельности они выбирают очень простые задачи, где успех гарантирован. Если ребенок потерпел неудачу, он может просто отказаться от ее выполнения.
Многие известные психологи утверждают, что заниженная самооценка у ребенка 6-7 лет является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии
Другим примером неадекватной самооценки может служить неадекватно завышенная самооценка. Если у ребенка этого возраста неадекватно завышенная самооценка, это может быть, либо результатом легкомысленного, некритичного отношения со стороны взрослых, пустого захваливания ребенка, отношения к нему как к «кумиру семьи», исполнения всех его желаний и прихотей, даже в ущерб семейным интересам.
В другом случае неадекватно завышенная самооценка является результатом непомерно завышенных требований со стороны взрослых. Желания родителей и возможности ребенка не совпадают. В итоге, ребенок получает в свой адрес только отрицательные оценки своих действий и вынужден защищаться неадекватно завышенной самооценкой. Сознание ребенка как бы «выключается» : он не «слышит» травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины и последствия.
Как правило, дети с неадекватно завышенной самооценкой подвижны, они быстро меняют виды деятельности, не доводят начатое дело до конца, бросая все на полпути. Такие дети не хотят анализировать результаты своих действий и поступков. Они склонны к демонстративности, стремясь любым путем выделиться на фоне других ребят и обратить на себя внимание. Если внимание взрослого не удается привлечь «хорошими» делами, они привлекут его, нарушая дисциплину и правила поведения. Такие дети воспринимают похвалу и одобрение в свой адрес спокойно, как что-то само собой разумеющиеся, а вот отсутствие таких проявлений со стороны взрослых может озадачить их, вызвать недоумение, обиду и даже слезы. На критику со стороны взрослых такие дети могут реагировать по-разному. В одном случае, это может быть полное игнорирование, в другом - обида и слезы.
Эти дети имеют задатки лидеров, высокий уровень притязаний, они стремятся к успеху, но так как они работают «на себя», не стремятся к сотрудничеству, то в коллективе сверстников не занимают лидирующих позиций.
Самой благоприятной для развития ребенка является высокая адекватная самооценка.
Такая самооценка формируется при других условиях. Самое главное здесь - безусловное принятие ребенка родителями. Когда ребенка любят и принимают безусловно, у него появляется чувство внутреннего равновесия, уверенности в своих силах, он ничего не боится, потому что ощущает сильную поддержку любящих людей. Семьи, где растут такие дети, отличаются благожелательной атмосферой, члены семьи полностью доверяют друг другу, отличаются сплоченностью и солидарностью. Решения, принимаемые взрослыми, понятны для ребенка, в них проявляется и авторитет родителей и степень ответственности ребенка. В таких семьях, дети успешно справляются с проблемами, встающими перед ними, так как чувствуют уверенность в своих силах и поддержку родителей. Они умеют анализировать результаты своей деятельности, склонны выяснять причины ошибок, активны, настойчивы в достижении намеченной цели. Они ставят перед собой реальные цели. В случае успеха они пытаются выполнить более сложную задачу.
Высокая адекватная самооценка наиболее характерна для детей 6-7 лет. В этом возрасте, в условиях привычной деятельности они уже могут реально оценивать свои силы, прислушиваясь к оценкам взрослых