Татьяна Белоногова
О воспитательном значении самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
Самообслуживание.
Одним из видов труда дошкольников является – самообслуживание. Самообслуживание – это удовлетворение естественных потребностей в еде чистоте, одежде. Умывание, одевание раздевание, прием пищи, уход за внешним видом могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда.
Публикация «О воспитательном значении самообслуживания» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленную на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.
Цель: - «Формирование культурно-гигиенических навыков»
- «Формирование самостоятельности»
Методы формирования самообслуживания :
1. Показ действий
2. Подробные словесные объяснения
3. Последовательность выполнения действий
4. Результат выполнения
Основным методическим приемом формирования навыков является показ каждого элементарного действия и их последовательности. Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковые требования при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в тоже время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.
Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего, чтобы дети поняли как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе.
По мере формирования навыков воспитатель постоянно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя.
Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Так дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше.
Что дает детям самообслуживание :
- меньшую зависимость от взрослого;
- уверенность в своих силах;
- желание и умение преодолевать препятствия.
Младшие группы:
Формируя у детей младших групп навык самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться.
Например: обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Также постепенно воспитатель приучает пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет тех, которые делают это правильно.
В целях ознакомления с требованиями по самообслуживанию используют : занятия, повседневные наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художеств. произведений, просмотры кукольных спектаклей.
Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.
Средняя группа.
В средней группе помимо закрепления раннее усвоенных навыков, проводится работа по формированию у детей более сложных навыков самообслуживания. Дети средней группы могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде. Эти задачи остаются на данной возрастной ступени по-прежнему главными.
Поскольку дети к 5 годам овладевают многими основными навыками самообслуживания, перед ними ставится задача оказание взаимопомощи при одевании. Она является повседневной и может быть реализована всегда, когда сам ребенок не справляется с этим: завязать сзади шарф, застегнуть пуговицы сзади на платье.
Умение оказывать помощь в самообслуживании воспитатель формирует у всех детей без исключения. Робкие нерешительные дети в условиях оказания помощи активизируются, стремятся показать свое умение, точность исполнения.
Условием закрепления навыков самообслуживания, превращения их в умения, а вместе с тем условием формирования самостоятельности в бытовой деятельности является поддержание интереса к ней. Анализ результатов труда, объективная оценка становятся эффективным методом воспитания детей, если воспитатель стремится укрепить у них желание выполнять свои обязанности лучше, быстрее, вовремя. Взрослый постепенно учит ребят самих оценивать свои достижения в самообслуживании и по собственной инициативе исправлять недостатки. Дети средней группы подражают старшим в выполнении труда по самообслуживанию, но делают они это уже более осознанно. Воспитатель становится для детей авторитетом. Они в точности повторяют его действия, подражают даже в мелочах. В этом возрасте от детей уже можно потребовать значительно больше, чем от маленьких.
Старшая и подготовительная к школе группы.
За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более сложных обязанностей по самообслуживанию. Одна из форм организации самообслуживания старших дошкольников – включение их в обучение детей более младших групп элементарным умениям. Например, семилетки помогают малышам овладеть некоторыми правилами самообслуживания. Старшие дети учат младших следить за чистотой своего костюма, замечать в нем неполадки, учат умению подойти к взрослому и попросить устранить их. Дети старшего школьного возраста приучают малышей содержать игрушки и материалы в порядке, поддерживать чистоту в помещении. Обучая малышей тем или иным умениям, семилетние дети значительно совершенствуют свои навыки самообслуживания.
Таким образом и на этой возрастной ступени продолжается работа по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказывать сверстникам, окружающим и более младшим детям в этом виде деятельности. Воспитатель обращает внимание на то, кто первым из детей пришел на выручку, разъясняет смысл хорошего поступка. Чтобы разъяснения оказывали педагогическое воздействие на поведение детей, надо познакомить их с рядом конкретных правил по организации помощи, к которой детей приучают.
Требование «Будь помощником сверстников и малышей» можно раскрыть примерно в таких правилах:
1. Оказывай посильную помощь другому в деятельности самообслуживания, если он тебя просит об этом (ему трудно справится самому, или он что-то не умеет).
2. Будь внимателен к другим, замечай, кому нужно помочь (ему приятно, он рад, один не справится).
3. Будь добрым по отношению к малышам и сверстникам (они также отнесутся к тебе).
4. Старайся сам во всем быть самостоятельным, но, если почувствуешь, что одному не справиться, принимай с благодарностью помощь другого (но никогда на нее не надейся).
Овладение детьми навыками самообслуживания оказывается очень значимым для сближения ребят, для достижения своими силами более высоких результатов в других видах деятельности.