Скиданова Ирина Петровна
Самоанализ НОД по формированию лексико-грамматических представлений.
▼ Скачать + Заказать документы
САМОАНАЛИЗ
НОД по формированию лексико-грамматических представлений.
НОД по теме «Прогулка в осенний лес» проводилась в старшей группе. Присутствовало 10 детей.
Цель: развитие речевой компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: Коммуникация.
Области интеграции: социализация, познание, здоровье.
Дидактические задачи:
закреплять представления детей о животных и их детенышах, особенностях их питания;
активизировать словарь по данной теме;
Публикация «Самоанализ НОД по формированию лексико-грамматических представлений,» размещена в разделах
учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа в Дательном падеже с предлогами и без;
закреплять умение использовать в речи имена существительные ед. ч. И. п. и ед. ч. В. п. ;
продолжать учить придумывать загадки, решать проблемные ситуации.
Развивающие задачи:
развивать слухоречевую память, зрительное внимание, слуховое восприятие, фонематический слух;
развивать просодическую сторону речи, координацию речи с движением;
развивать умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения поставленных задач (проблем);
Воспитательные задачи:
воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;
формировать навыки самостоятельности, инициативности, взаимопонимания, доброжелательности;
воспитывать у детей любовь и бережное отношение к миру природы;
формировать нравственные качества.
Задачи были поставлены в соответствии с требованиями общеобразовательной программы дошкольного образования, программы «Детство».
На протяжении всей НОД соблюдались здоровьесберегающие условия: перед началом образовательной деятельности помещение было проветрено, проведена влажная уборка. Длительность ОД соответствовала нормам СанПиНа для детей 5-6 лет и составила 25 минут. В ходе НОД наблюдалась регулярная смена статичных и динамичных поз. Своевременно проведено динамическое упражнение «Прогулка», которое было тесно связано с целью ОД.
Структура ОД включала 3 части, на протяжении которых наблюдалось постепенное усложнение учебного материала.
1часть – мотивационная (4 минуты). Удалось заинтересовать детей благодаря использованию ИКТ, создать положительный микроклимат (дружеский настрой, эмоциональную заинтересованность, организовать их внимание появлением «необычных листьев».
2часть - основная (18 минут). На протяжении этой части решались основные речевые задачи. Отмечалась интеграция образовательной области «Коммуникация» с другими областями («Познание», «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы») и различных видов деятельности детей (коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы). Чтобы привлечь детей к речевой деятельности и наиболее успешно достичь поставленной цели, на протяжении всей части занятия создавала проблемно-поисковые ситуации (Что случилось? Кого позвать? Как пройти? И т. д., в которых дети, действуя совместно друг с другом (построить мост, плот, разложить кочки) и со взрослым, смогли проявлять инициативу, самостоятельно находить способы решения проблем, возникающих в ходе деятельности.
3часть – заключительная (3 минуты). Использование мультимедийной презентации во время итогового обсуждения результатов образовательной деятельности сохранило внимание детей до завершения ОД. Таким образом, дети имели возможность обобщить, закрепить материал, получить нравственную оценку совместной деятельности.
Мной была выбрана подгрупповая форма проведения НОД с целью наиболее эффективного личностно-ориентированного взаимодействия с детьми: создание ситуаций успеха (в ходе интерактивных игр, прохождения карты, предоставление права выбора (Чему обрадуются животные, возможности самостоятельного принятия решений (Как поможем Айболиту).
Доверительное общение с дошкольниками «глаза в глаза» строилось через увлеченность совместной деятельностью, а единая сюжетная линия и образ сказочного персонажа позволили вызвать у детей заинтересованность, положительные эмоции и сохранить их на протяжении всей НОД.
Развитию любознательности, активности и концентрации внимания способствовал яркий, разнообразный, эстетически оформленный наглядный материал (осенние листья, карта-план, муляжи, натуральные предметы). На протяжении всей НОД акцентировала внимание детей на звукопроизношении, необходимости отвечать на поставленный вопрос развернутым предложением, успешно развивала просодическую сторону речи (игра «Эхо», д/у «Прогулка»).
С целью активизации детей вовремя НОД использовала обще дидактические методы: словесные, наглядные, практические, игровые, частично-поисковые (эвристические).
В качестве наглядных методов использовала демонстрацию предметной (муляжи ягод, овощей и т. д., игрушки диких животных, натуральные предметы : шишка, орехи) и образной наглядности (планкарта, «необычные» листья).
С целью поддержания внимания, заинтересованности и как следствие-повышение речевой активности, основный акцент делала на игровых методах и приемах (воображаемая ситуация, сказочный персонаж (дети идут на помощь заболевшим животным вместе доктором Айболитом).
В ходе ОД активно использовала словесные методы и приемы (беседа, повторение (дети повторяют фразы за педагогом и друг другом, вопросы (Кому отнесешь? Кому помогали? И т. д., интонационное выделение падежных окончаний, речевой образец (Зайчонок обрадуется моркови. Теленок спешит к корове. и т. д., отраженная речь (упражнение «Эхо») сопряженное проговаривание (динамическое упражнение «Прогулка», речевые ситуации (Как помочь Айболиту? Чему обрадуются звери, которые стимулировали детскую активность. Использование художественного слова способствовало положительному эмоциональному настрою. Учитывая гендерные особенности развития дошкольников, хвалила девочек, привлекая внимание остальных детей, а при поощрении мальчиков обращала внимание на оценку их конкретного результата.
С целью закрепления умения детей употреблять сущ. ед. ч Д. п. в предложениях использовала практический метод, который был успешно реализован в ходе интерактивных игр «Кто кому позвонил?», «Родственники» (дети самостоятельно работали с интерактивной доской, сопровождая деятельность речью).
Эвристические (частично-поисковые) методы использовались с целью активизации словарного запаса дошкольников и умения самостоятельно употреблять сущ. ед. ч и мн. ч. в Д. п. с предлогами (Как можно перебраться через болото? (по кочкам, по бревну и т. д.) Как можно сообщить хорошие новости? (по телефону, по почте и т. д.)
Все вышеперечисленные методы и приемы были эффективны в достижении поставленной цели и способствовали стимулированию речевой активности детей на протяжении всей НОД.
На мой взгляд, НОД получилась занимательная, продуктивная и динамичная. С поставленными речевыми задачами дети успешно справились, закончила НОД на добром эмоциональном настрое.