Лариса Романчина
Самоанализ. Нетрадиционное рисование
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность.
В наше время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Публикация «Самоанализ, Нетрадиционное рисование» размещена в разделах
Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.
Задачами образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Самоанализ
В МКДОУ д/с № 453 работаю с августа 2013 года. Своё общение с детьми я организую на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения, используем наглядные, словесные, игровые приёмы работы.
Наш детский сад, работает по программе под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Так же использую дополнительную литературу Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 5-6 лет»,Колдина Д. Н. «Аппликация с детьми 5-6 лет», Колдина Д. Н «Лепка с детьми 5-6 лет», Парамонова Л. А. «100000 развивающих занятий с детьми 5-6 лет», Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Цель моей педагогической деятельности: создание благоприятных условий для всестороннего развития личности дошкольника средствами художественно-эстетического воспитания.
Задачи:
• Создать предметно – развивающую среду, способствующей всестороннему развитию личности дошкольника.
• Создать условия, способствующие, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
• Взаимодействовать с семьей в художественно-эстетическом развитии детей.
Художественно-эстетический вкус у детей надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, эстетический вкус обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Работу по художественно – эстетическому развитию в детском саду тесно связываю со всеми сторонами воспитательного процесса, использую различные формы её организации, а результаты проявляются в различных видах деятельности.
В работе широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. Д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником художественно-эстетического и нравственного развития детей.
В группе имеется книжный уголок. Была проведена выставка рисунков «В гостях у сказки» (Приложение №1)
Знакомлю детей с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Они, пленяя душу гармонией и ритмом, увлекает ребят национальным изобразительным искусством. Использую образцы народного искусства и произведения мастеров, воспитываю у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирую основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства
(Приложение №2)
Ведется кружковая работа по нетрадиционному рисованию.
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно – выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.
Целью кружковой работы является: развитие творческих способностей у детей путем освоения нетрадиционных техник рисования. (Приложение №3)
Так же в группе ведется рисование, на котором дети рисуют натюрморты, портреты, какие либо сюжеты (Приложение №4). В свои рисунки дети вносят разнообразие, колорит, подбирают оттенки, используя палитру, знают разные способы и приемы рисования, владеют выразительными средствами.
На занятиях по лепке, мы с детьми закрепляем умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формирую умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми. Лепка очень хорошо развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка.
Закрепляю умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты.
Продолжаю формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п. Так же формирую технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.). Закрепляю навыки аккуратной лепки.
На занятиях по аппликации у детей закрепляю умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат - в два-четыре треугольника, прямоугольник - в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники, создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Формирую у детей умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения - из бумаги, меженной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.
Побуждаю ребят, создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Формирую аккуратное и бережное отношение к материалам.
(Приложение №5)
Умение видеть красоту окружающего мира является важным фактором в развитии художественно – эстетического вкуса у детей.
Это умение формирую у детей, наблюдая за окружающим миром на прогулке. Наблюдение мы можем проводить в течении всего года. В детском саду имеются оборудованные участки на которых мы можем проводить наблюдения (Приложение №6)
В нашем саду, благодаря многообразию пособий и игрушек, воспитатели имеют возможность творчески подойти к педагогическому процессу, обеспечить всестороннее воспитание и развитие детей. В детском саду существует методический кабинет, в котором собрана методическая литература, наглядный материал для художественно – эстетического развития. Так же имеется музыкальный зал, в котором проводятся праздники различного характера. Зал украшается согласно теме праздника.
В нашей группе есть вся развивающая среда, которая необходима для художественно – эстетического развития. (Приложение №7)
Работа с родителями помогает достичь желаемых результатов в художественно - эстетическом воспитании ребенка.
Одной из результативных форм в работе с родителями является совместное проведение праздников (Приложение №8).
Результатом сотрудничества с родителями в ходе совместной деятельности стало:
• участие родителей в оформлении и организации эстетической среды в ДОУ: предметно – развивающей среды в группе, на участке;
• изготовление родителями: картин (для уголка природы, художественного творчества, театрализованных игр для детей, а так же оказание посильной помощь в оформлении зимних и летних участков;
• сближение взрослых и детей;
• объективное оценивание собственного ребенка, умение делать выводы и предпринимать конкретные действия по корректировке воспитания и образования;
• понятнее и ближе стала личность педагога.
Педагогический мониторинг по художественно-эстетическому воспитанию показал, что проводимая работа даёт положительный результат.
(Приложение № 9)
Учитывая, возрастные особенности детей можно сделать следующие выводы:
• дети приобрели умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;
• у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;
• проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;
• откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;
• используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.
• большинство детей посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств.
• дети являются активными участниками районных выставок, конкурсов ДОУ, за что и получаем различные благодарности. (Приложение № 10)
Таким образом, считаю, что художественно – эстетического развитие положительно влияет на развитие личности ребенка. Я не останавливаюсь на достигнутом и буду развиваться дальше.
Я активно участвую в жизни нашего детского сада, принимаю участие в конкурсах проводимых в детском саду, районе, городе. (Приложение 11)