Светлана Шумакова
Этапы работы по развитию активного и пассивного словаря детей. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Основные задачи логопедического воздействия V этапа обучения :
1) научить строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
2) продолжить работу по словоизменению;
3) научить согласовывать местоимение и прилагательное с существительным.
На этом этапе в словаре детей содержатся разнообразные названия
предметов, слова, выражающие временные и пространственные понятия (дав-но, вчера, летом). Однако в целом лексикон ребенка не соответствует его возрасту.
Темочки:
На этом этапе речевого развития дети начинают использовать служебные слова : предлоги, союзы. Часто на месте предлога произносят гласные звуки а, у, и, как бы оставляя место для будущих предлогов. Стремление ребенка к усложнению своего высказывания выражается в хаотичном наборе словосочетаний, соединенных без всякого смысла союзами: и, а, потому, потому что.
Вместе с тем отмечаются и положительные сдвиги в развитии их речи : дети правильно используют многие глагольные формы изъявительного наклонения. Дети самостоятельно начинают синтезировать слова из морфологических элементов родного языка, хотя и допускают ошибки: «ковричик», «бегит», «метальный».Проступает тенденция использовать основы слов, в которых заключено основное значение слова, и наиболее частотные в разговорной речи элементы слов, обладающие конкретным значением: «левы», «пени», «молотоком».
Обратимся к методике работы над распространенным простым предложением.
Прежде чем научить составлять предложения из 5-7 слов, в состав которых входят определения и различные обстоятельства, необходимо отработать с детьми отдельные словосочетания, например: прилагательное + существительное или наречие (много) + существительное в родительном падеже множественного числа. Затем следует расширить ранее усвоенные детьми типы предложений новыми словосочетаниями. Логопедическую работу по согласованию прилагательных с существительными долгое время можно ограничивать формами именительного падежа множественного числа.
Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах может быть отнесено на следующий этап обучения. Затем дети учатся называть признаки предметов, ориентируясь на вопросы логопеда: какой? какая? какие? Первоначально названия предметов должны иметь яркие родовые окончания, например у слов женского рода (лампа) и твердый согласный у слов мужского рода (мак).
Логопедическую работу над предложениями с однородными членами целесообразно связать с работой над обобщающими понятиями. Могут быть использованы такие виды работ : составить предложение по картинкам, по опорным словам, по демонстрируемым действиям, дополнить предложения не-достающими словами.
Далее надо перейти к составлению сложных предложений – сложносочиненных и сложноподчиненных. Для этого надо использовать вопросно-ответную форму речи. На первых этапах работы от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. ( Логопед: «Почему мишка сидит такой грустный?» Ребенок: «Потому что он устал»). В дальнейшем сложное предложение проговаривается все целиком.
При составлении сложносочиненных предложений логопед должен использовать разнообразный картинный материал, демонстрировать конкретные действия.
В итоге пятого этапа обучения дети должны овладеть грамматически правильной разговорной речью. Однако их развернутая речь может страдать лексическими, грамматическими, фонетическими неточностями, устранение которых должно сочетаться с обучением сложным формам речи на следующем этапе.
Бытовой словарь детей с общим недоразвитием речи в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. С наибольшей очевидностью это выступает при изучении активного словаря. Целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя они есть в пассиве (ступеньки, форточка, обложка, страница).
Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная названий многих частей пред-мета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – дом) или действия; заменяют слова близкими по ситуации и внешним признакам (раскрашивает – пишет.).
В словаре мало обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов. Характеризуя величину предмета, используют два понятия – большой и маленький, которыми заменяют слова длинный – короткий, высокий – низкий, толстый – тонкий, широкий – узкий.
В речи много аграмматизмов, они наблюдаются при согласовании числительных с существительными в роде и числе.
Часто встречаются ошибки в употреблении предлогов (опускание, замена, недоговаривание).
Затрудняются в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; много ошибок при употреблении глаголов.
Все эти недостатки с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи (пересказ, рассказ по картинке, серии картин; рассказ-описание).
Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Основная задача словарной работы – это уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить но-вые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Можно выделить следующие приемы словарной работы :
1. Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением. Проговорить слово хором, включить в знакомый контекст. Далее проводятся упражнения на его правильное произношение и употребление.
2. Объяснение происхождения данного слова (хлебница – посуда, в которой хранят хлеб; кофейник – посуда, в которой варят кофе).
3. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом – очень большой дом, тот, который выше всех).
4. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Этот забор высокий или низкий?»).
5. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
6. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.
7. Составление предложений по опорным словам.
Эти приемы помогут развить у детей внимание к слову, к его различным оттенкам и значениям, сформировать умение подбирать то слово, которое больше всего подходит к данной ситуации.
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамотно и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослы-ми и детьми, формирования личностных качеств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Преодоление общего не-доразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, 1998.
2. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб, 2001.
3. В. И. Селиверстов. Речевые игры с детьми. М., 1994.
4. О. С. Ушакова и др. Придумай слово. М., Просвещение, 1996.