Кикова Сусанна
«Русские посиделки» (фольклорный праздник)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать картину прошлых лет, показать красоту, величие и значение русских посиделок, привить любовь к народному творчеству.
Оформление: домик-изба, домашняя утварь, прялка, лавка, скатерть,
русские национальные костюмы, музыкальные
инструменты.
Интерьер зала напоминает крестьянскую избу: лавки, расшитые полотенца, самовар, деревянные ложки, прялка, пяльцы.
Публикация «„Русские посиделки“ (фольклорный праздник)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Посиделки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
(На лавках сидят девушки в русских национальных костюмах: сарафанах, на головах -кокошники. За лавками стоят парни в костюмах).
Девушки поют «Позолоченная прялица», имитируя,что прядут.
Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется, Мы прядем, а нитка тянется, Нам работа наша нравится.
Ведущие:
1- ый: Здесь красные девицы.
2- ой: Добры молодцы кругом. Вместе: Все уселись за столом.
1- ый: Будет вам здесь приятно Побывать у нас в гостях,
2- ой: Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься,
1-ый: Пирогов отведать вкусных,
И чайку напиться всласть.
Вместе: Все мы рады видеть вас!
1- ый: А где пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
2- ой: Будут вам и пироги
А сейчас посидим рядком Да поговорим ладком.
Воспитатель: -А ведь поговорить нам есть о чем. Каждый из нас стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого - вашего дома, с вашей улицы, вашего села. Вам прежде всего открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной.
Но чтобы по- настоящему глубоко и преданно любить свою Родину,
надо знать не только ее настоящее, но и прошлое. На уроках истории вы знакомились с далеким прошлым нашего народа, узнали, что представляло собой наше государство, какие народы ее населяли, какова была их культура. Узнали и о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков, так как войны опустошали Русскую землю. Но и в часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в светлое будущее - все это находило отражение в его творчестве. А народ наш был поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд, не создавал народ! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье - все отразилось в творчестве наших предков.
Давайте представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого.
Давайте тогда проверим, кто из нас сильнее,- предложил Холод.
- Как проверим?- спросил Голод,
- Видите мальчика, пасущего овец?- сказал Сон. - Мы все проникнем в его тело и узнаем, кто кого превосходит.
Первым проник в тело мальчика Холод. От холода мальчик посинел и задрожал, но продолжал следить за овцами.
Тогда взялся за свое дело Голод. Свел он мальчику желудок, закружил ему голову, но он не спускал глаз с овец.
Тогда взялся за дело Сон. Мальчик выронил палку и сразу же уснул. Такова сила сна.
Ведущие:
1- ый: С давних времен народ создавал не только сказки, но и другие произведения- пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки.
2- ой: А какие посиделки без прибауток и небылиц? Они могут быть очень разными- то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказы. Но самое главное- они всегда веселые.
1-ый: И прибауткам и небылицам запрещалось одно: быть нескладехами и неряхами. И звучат они красиво и запоминаются легко.
(Звучат прибаутки и небылицы).
1-ый ученик: -Федул, что губы надул?
-Кафтан прожег.
- Можно зашить?
-Да иглы нет.
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался.
-ой ученик: Повстречались два товарища. Один другого спрашивает:
- Что сегодня делал?
- Рукавицы искал. - Нашел?
- Нашел.
- Где же они были?
- Да за поясом. А ты куда идешь?
- За семь верст.
- Киселя хлебать?
- Нет, комара искать.
- Это которого комара?
- Да того, который за нос меня хочет укусить.
- Да он же при тебе!
-Где при мне?
- Да на носу у тебя.
Ведущие:
1- ый: Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки.
2- ой: Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы ее произносили не только быстро, но и красиво. Ведь не даром народ дал им еще одно название - чистоговорки.
Белый снег,
Белый мел,
Белый заяц тоже бел
А вот белка не бела, Белой даже не была.
Черной ночью, черный кот Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота Отыщи- ка там кота.
К серой цапле на урок Прилетели семь сорок.
А из них лишь три сороки Приготовили уроки.
Сколько лодырей- сорок Прилетело на урок?
Ведущие:
1- ый: Долог зимний вечер. Горит - потрескивает березовая лучина, разливается тепло от русской печки.
2- ой: А не спеть ли нам, девчата? (Девушки поют «Ах ты Порушка - Поранья.»)
Девушки садятся и продолжают работу. Стук в дверь. Заходит лесовик.
Лесовик:- Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришел:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем.
Что это за дом? Правильно, я пришел к вам из лесу. В моем заповедном лесу каких только подарков нет.
Там, где в травах ветер сладкий.
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Что в нем лежит, вы узнаете, коль загадки мои отгадаете. Иду я ельником после дождя, смотрю:
В лесу под елкой крошка-
Только шапка да ножка.
В моем лесу растет кустарник, а в нем:.
Мальчик-крошка в костяной одежке.
У этого мальчика шапочка зеленая
До ушей надвинута.
В моем лесу под деревом Андрейки
Все в тюбетейках. Что это такое?
(Достает желуди.)
Вот какой мой лес,
Полон загадок и чудес!
А вы, ребята, загадки знаете? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную, а кто окажется самым сообразительным. Сделаем так: посчитаемся, на ком остановится считалка, тот и загадывает.
1 ученик: На мосту сидит кукушка,
Скуковала раза три.
Кто вышел? Это верно ты.
1 ученица: Кто живет весною
С желтой головою?
Солнце ярче греет- Голова белеет.
Ветер налетает- пух с нее срывает. (Одуванчик.)
2 ученик: Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит.
Рассеребряный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи из круга вон!
2 ученица: Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят эти бусы
Дети, птицы и медведь. (Малина.)
3 ученик: Шел баран по крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто ее возьмет, тот вон пойдет.
3 ученица: Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода неподвижна и тверда. (Лед.)
Лесовик: Ну, уважили меня, люди добрые! Теперь мне пора в мой лес родной. Прощайте!
(Девушки принимаются за работу. Стук в дверь. Входит Березка- девушка.)
Березка-девушка: Здравствуйте, гости!
Здравствуйте, люди!
Я березовая веточка, .
Дочь березки русской Светочка К вам на праздник пришла Лето вам принесла.
Девушка: Березонька желанная,
Подруга долгожданная,
Войди скорее в девичий круг,
Выбирай себе подруг.
Березка-девушка:
Спасибо, красна-девица. А не спеть ли нам частушки
(Исполняются частушки)
Шире круг, шире круг Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать Нас идет четыре.
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася А гармошка заиграла Я не удержалася.
А у нас во дворе Квакали лягушки,
А я с печки башмаком, Думала подружки.
По деревне я шла И Ванюшу видела- Под кустом сидел и плакал: Курица обидела.
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
Балалаечка-гудок Свое дело знает,
Она в Ваниных руках Хорошо играет.
Сидит ежик на березе- Белая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
Если б не было воды
Не было бы кружки,
Если б не было
Кто бы пел частушки?
Березка: Ох, и развеселили вы меня. Спасибо. А теперь угадайте пословицы и продолжите их.
1. Поспешишь.
2. Много захочешь.
3. За правое дело.
4. Один в поле.
Березка: Вижу весело у вас, останусь с вами.
Ведущие:
Быстро летит время. Пора по домам расходится. А на прощанье расскажу одну сказочку.
Жил был царь, у царя был двор. (Как вы думаете, интересную я вам расскажу сказку) На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала?
Что за удивление? Ладно, уж расскажу сказку. Только какую? Про журавля, и овцу, хотите ли? Вокруг кольца ходили журавль и овца, съели они стожок сенца. А не сказать ли с конца? Сказать?
2-ой: Нет уж! Давайте лучше я вам расскажу другую.
Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязла в тину. Дергала, дергала, дергала-выдернула хвост, да завязила нос. Дергала, дергала-выдернула нос, да завязила хвост.
1- ый: Ну что это ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка! Что же дальше?
2- ой: Что дальше? А дальше то же: дергала, дергала-выдернула хвост, да завязила нос.
1-ый: Ну уж хватит! Я расскажу настоящую сказку. Хотите? Слушайте!
Жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей мост построить через море-океан. Собирал он кости не год, а целых сорок
лет, и опустил их в воду. Чтобы стали кости мягкими.
2-ой: Что же молчишь? Что дальше?
1-ый: Так ведь кости еще не размокли.
Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают. Это докучные сказки, от слова «докучать», слушатели докучали сказочнику, а сказочник - слушателям.
(Все участники встают.)
1- ый: До свидания, гости дорогие,
До свидания, гости, в добрый час.
С давних пор заведено в России:
Делу - время, а потехе - час.
Посиделки, посиделки Праздник тела и души,
Посиделки, посиделки,
До чего ж вы хороши!
2- ой: Посиделки, вечеринки,
Звезды в праздничной выси- Это русские картинки Нашей жизни на Руси. *
Мы делились новостями Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями Говоря: до новых встреч!
(Березка заходит с пирогом.)
-А вот и пироги поспели, вкусные да пышные. Угощайтесь, гости дорогие!
Ведущие:
1- ый: И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир.
2- ой: Вам сказка, а нам-бубликов связка.
1 ый Вам сказки, а нам пироги и сласти.