Наталья Смирнова
Рождество Христово
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Рождество Христово» (подготовительная группа)
Публикация «Рождество Христово» размещена в разделах
- Рождество Христово. 7 января
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Подготовила воспитатель: Смирнова Н. В.
В целом мире торжество – наступило Рождество.
Тип проекта: краткосрочный, познавательно – речевой, творческий
Срок реализации: краткосрочный (С 26 декабря 2022 год по 19 января 2023 год).
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Актуальность темы. В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России». Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.
Гипотеза проекта: У детей появится стремление к нравственности, душевности.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1. Сформировать представление о рождестве, рождественских святках, колядках. Развивать эмоциональную сферу ребёнка. Развивать творческие способности детей.
2. Активизировать речь через устное народное творчество: колядки, стихи, загадки. Расширять словарь детей за счё т слов: Рождество Христово, рождественская история, вертеп, колядки; текстов колядок, стихов, рассказов и сказок по теме проекта.
3. Воспитывать любовь к русской народной культуре, обычаям.
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально – коммуникативное развитие.
Предварительная работа с детьми:
• Беседы: «Рождество», «Святки», «Коляда».
• Беседы по картинам русских художников А. Саврасов «Зимний пейзаж», П. Соколов «Тройка зимой».
• Заучивание колядок, стихов, загадок.
1 - Этап - подготовительный :
Цель: создание организационных условий, обеспечивающих реализацию проекта.
Содержание мероприятий и предполагаемый результат:
1. Изучение эффективного педагогического опыта по работе с дошкольниками в рамках проблемы проекта.
2. Составление перспективно-тематического плана по реализации проекта.
3. Подбор материала по теме. (Банк иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве).
4. Подготовка методического сопровождения по проекту «Рождество Христово».
5. Обогащение предметно-пространственной среды в группе
Оформление группы:
1) Уголок «Рождество Христово» (вертеп)
2) Выставка книг на Рождественскую тему.
3) Изготовление глиняных колокольчиков, роспись.
4) Изготовление подарков для старшей группы – «Рождественская звёздочка»
5) Изготовление картины «В ожидании чуда».
2 - Этап работы - основной
Цель: осуществление педагогической работы.
Содержание мероприятий и предполагаемый результат:
1. Проведение бесед.
2. Чтение поучительных историй, сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик»
Т. Даули «Рождественская ночь», «Рождественская звезда», П. Бажов «Серебряное копытце»; Л. Медведев «В сочельник»; А. Плещеев «Елка в школе»; О. Ефремова «Рождество Христово». Свен Нурдквист «Рождество в домике Петсона», «Рождение Христа», «Звезда, ведущая в Вифлеем»
3. Заучивание стихотворений: К. Бальмонт «Снежинка», «Рождество»; заучивание рождественских песен и колядок, «Рождественская история». Стихи на тему «Рождество», колядки.
4. Загадывание и разгадывание загадок.
5. Раскраски на библейские темы (родители) : (Закреплять умение штриховать и правильно подбирать цветовую гамму).
6. Конструирование-аппликация из материала, ниток, бумаги, ваты, картона. «В ожидании чуда».
7. Лепка из глины и раскрашивание «Колокольчик»
8. Конструирование из бумаги «Рождественская звёздочка»; изготовление вертепа, показать детям как из подручных средств можно создать сюжет.
9. Ситуативный разговор: «Как тебе следует поступить в данной ситуации?» (Дети учатся контролировать себя, смотреть на себя со стороны, прежде, чем что-то сделать).
10. Проведение подвижных игр «Золотые ворота», «Веселый бубен», «Два мороза», «Валенки».
11. Д/игра «Волшебный мешочек» для колядок.
12. Сюжетно – ролевые игры: «Семья празднует праздник»; «Дом».
13. Слушание и ознакомление с музыкальными произведениями: П. Чайковский «Декабрь-Святки» из цикла «Времена года».
3 - Этап - Заключительный
Цель: подведение итогов по реализации проекта «Рождество Христово».
Вывод: празднование Рождества Христово объединяет людей, верящих в добро, готовых совершать добрые поступки. Рождество день примирения, доброты, покаяния. Это праздник утверждения любви на Земле, радости, света.
Дополнительный материал к занятию.
1. Утренняя встреча.
Круг доброты (утренний круг). Беседа на тему «Рождественские чудеса» Подборки сюжетных картинок на тему «Рождество», «Ангелы».
2. (рассказ с показом иллюстраций).
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье.
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Воспитатель:
Хорошо зимой:
Работы никакой.
Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь,
Про былое вспоминаешь.
Всю работу летом да осенью переделаешь,
А зимой можно отдохнуть да повеселиться.
Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай убран, наступает период развлечений. Какие же были развлечения?
Дети: Катались на санках, на коньках, ходили в гости друг к другу.
- А январь-то богат на праздники!
- А какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Крещение, «старый» новый год.
Ведущая: У каждого праздника есть своё определенное число. Кто мне может назвать эти числа? (31 декабря, ночь с 6 на 7 января, с 13 на 14 января, 19 января - Крещение)
- Что многие люди делают на Крещение? (Окунаются в прорубь.)
- Для чего они это делают?
Воспитатель: Все эти зимние праздники весёлые, с гуляньями, песнями и плясками. На Руси новогодние праздники длились две недели. Новый год и Рождество - это семейные праздники, которые отмечаются многими людьми по всей Земле. Самый важный праздник - Рождество Христово - он начинал святочные недели.
- Что означает само слово «Рождество»?
- Слово «Рождество» связано со словом «родиться». Значит, это день, когда кто-то родился. То есть - день рождения!
- Кто же родился? (Господь, Бог, Боженька, Иисус Христос)
- Правильно.
- Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?
Рассказ о рождении Христа сопровождается показом иллюстраций.
…Давным-давно император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его государстве. Он приказал каждому жителю явиться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария, так звали мать Христа, и её муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шёл пешком и вёл за собой ослика, на котором ехала Мария. Они пришли в Вифлеем поздним вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома оказались переполненными, ведь в городе собралось очень много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли овец в непогоду, дала им приют.
Этой ночью у Марии родился сын Иисус Христос. Мать спеленала Младенца и положила в ясли на солому. Не было у неё другой колыбели для ребенка.
В ту чудесную ночь зажглась на небесах новая яркая звезда. Она остановилась над пещерой и возвестила людям о рождении Христа. Первыми увидели Рождественскую звезду пастухи. Когда они пасли овец в долине возле реки, им явился светлый ангел в белоснежных одеждах. Ангел рассказал пастухам, что в пещере этой ночью родился Христос, Спаситель мира.
Мудрецы Востока – волхвы знали из древних книг, что на земле должен родиться Христос. По звезде они нашли к нему дорогу и принесли Божественному Младенцу дары: золото, ладан и смирну.
-Какие дары принесли мудрецы?
Ответы детей. Волхвы принесли в дар золото, ладан и смирну.
Воспитатель: Правильно. Золото они принесли Ему как Царю в виде земного подарка; ладан как Богу Небесному; смирну (благовонное масло) как простому человеку, пришедшему на страдание.
Когда родился Иисус Христос, обрадовались и люди, и звери, и птицы, и растения. В тех странах, где стояла зима, деревья зазеленели и зацвели. А ёлочка ведь и зимой и летом остаётся зелёной. Вот она и загрустила, что нечем ей порадовать Младенца. Но тут с небес упала яркая звезда, рассыпалась на осколки, и они заблестели у ёлочки на ветвях, как дорогое украшение.
Вот такая чудесная легенда! Вам понравилось?
Воспитатель берет иллюстрацию Рождества Христова.
- Ребята, что у меня в руках? (иллюстрация)
- Правильно, это иллюстрация. Вот на этой иллюстрации изображено Рождество Христово. Давайте на неё посмотрим. Я буду вам задавать вопросы, а вы, глядя на изображение, мне на них ответите.
- Когда родился Иисус Христос, днём или ночью? (Ночью) Как вы догадались? (звёзды на небе)
- Где он родился: дома, во дворце? (Если дети затрудняются, показать изображения гор, скалы, ночующих животных (пусть дети назовут их).
- Да, Иисус Христос родился не во дворце, а в обычном хлеву, куда на ночь заводили скот. Его отец Иосиф и мать Мария пришли в Вифлием, но все гостиницы были заняты, поэтому им пришлось остановиться в пещере. Здесь и родился Христос. И положили младенца не в кроватку, а в ясли – место, куда кладут сено, корм для животных.
- Покажите мне на картинке маму Христа – Богородицу. А теперь его отца Иосифа (показывают желающие дети).
- Как вы догадались, что это именно Иосиф, ведь на картинке изображены и другие мужчины. (Если дети ошиблись, показывая Иосифа или не смоли объяснить, почему это именно он, объяснить, что и у Богородицы Марии, и у Иосифа над головой нарисован нимб, как у всех святых).
- Посмотрите, с какой любовью смотрят на маленького Иисуса его родители. Почему? А ещё от младенца исходит свет, и этот свет освещает лица родителей.
- А кто другие мужчины, изображенные на картинке?
- Это пастухи. Они первые узнали о том, что родился Иисус – Спаситель мира. Сообщили им об этом Ангелы, а путь указала загоревшаяся на небе яркая Вифлеемская звезда. Где она? Покажите мне. Правильно.
Праздник этот самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье.
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Дети ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, щедровки. В них обязательно желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. А хозяин одаривал детей конфетами, пряниками, мелкими монетами.
-А хотите и вы поколядовать - Христа Бога прославлять?
Дети встают со своих мест, им воспитатель раздает заранее приготовленную рождественскую звёзду.
Колядки:
1. Коляда, коляда
Отворяй ворота
Подавай пирога
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек,
Не подашь пирогов
Напустим клопов
Тараканов усатых
Зверей полосатых
2 Уж как наша коляда
Ни мала, ни велика.
Она в дверь к вам идёт
Да поклон всем шлёт!
3 Я маленький мальчик,
На дудке играю,
Вас всех забавляю.
А вы, люди, знайте,
Конфетку дайте.
4 Я маленький мальчик,
Залез на чуланчик,
Надел красный колпачок,
Пожалуйте пятачок
5 Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов,
Медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!
- Хороши ваши колядки, но давайте поиграем. Ни одни Святки не обходились без русских народных игр и катаний на горке.
А теперь пришла пора
Поиграть нам, детвора.
Давайте поиграем в русскую народную игру!
3. Игра - "Два Мороза"
На противоположных сторонах помещения отмечают линиями два "дома". Играющие располагаются в одном "доме". Выбираются два «мороза» : Синий нос и Красный нос. По сигналу "морозы" говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я – Мороз Красный нос,
Я - Мороз Синий нос.
Кто из Вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова "мороз" все играющие перебегают в "дом" на противоположной стороне площадки, а "морозы" стараются их "заморозить", коснувшись кого-нибудь рукой.
Игра "Валенки"
Перед ёлкой ставят валенки большого размера. Играют двое детей. По сигналу они обегают елку с разных сторон. Выигрывает тот, кто обежит ёлку быстрее и наденет валенки.
Воспитатель: Ребята а теперь отгадайте загадки:
• Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество!
• И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские (ёлочки).
• Чтобы с молитвою прошёл сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают (свечи).
• И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга (поздравляют).
• Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И, сердце замирает в ожидании (чуда).
• Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился (Иисус Христос).
Воспитатель:
Вот как славно поиграли
И нисколько не устали.
Воспитатель:
Ещё на Святки было принято гадать,
Да судьбу свою узнавать.
Считалось, что святочные гадания,
Предсказывают жизни ход
На весь предстоящий год.
Давайте и мы с вами погадаем,
В волшебный мешок заглянем.
Игра в волшебный мешочек
1. Ножницы детские – парикмахер
2. Сантиметр – портной
3. Книжка – писатель, учёный
4. Муз. инструмент – музыкант
5. Краски – художник
6. Градусник – врач
7. Машина — водитель
8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир.
9. Сердечко- семейное счастье,
10. Ключик – новый дом,
11. Пуговка – к обновке,
12. Колесико – к покупке машины,
13. Цветочек - к подарку,
14. Денежка– к богатству,
15. Яблоко к крепкому здоровью.
Воспитатель: А еще хотите поиграть? Игра называется «Чего на елке не бывает?». Я буду называть вам разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать «Да». Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибаться. Готовы?
Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.
Кто, ребята, подтвердит –
На ветвях ее висит:
Звездочка – верхушка?
Звонкая хлопушка?
Петенька – Петрушка?
Мягкая подушка?
Белые снежинки?
Яркие картинки?
Шар из паутинки?
Старые ботинки?
Плитки шоколадки?
Кони и лошадки?
Зайчики из ватки?
Варежки-перчатки?
Красные фонарики?
Хлебные сухарики?
Яркие флажки?
Шапки и платки?
Яблоки и шишки?
Колины штанишки?
Вкусные конфеты?
Свежие газеты?
Воспитатель: А ведь звездочки наши что-то шепчут мне! Хотите узнать? Оказывается они еще и загадки для вас приготовили! Отгадаем?
(Дети снимают по одной звезде, на обратной стороне которых написаны загадки.
Воспитатель читает загадку, дети отгадывают).
Летом спят, а зимой бегут.
В гору деревяшка, под гору – коняшка. (сани)
Глянули в оконце – летит белое суконце. (снег)
Трескучий ядрен
Намостил мостен,
По дворам пробежал,
Все окна расписал (мороз)
Текло, текло и легло под стекло. (лед)
Пышная красавица,
Острая иголка.
Выросла в лесу она
И зовется… (елка)
Вокруг елочки зеленой
Веселится весь народ.
Он зимой приходит в гости
Его имя … (Новый год).
Где родился Иисус Христос? (В Вифлееме).
Как звали мать Иисуса Христа? (Мария)
Как называется день накануне Рождества? (Сочельник)
Как люди узнали, что родился Иисус Христос? (Ангел возвестил о рождении Спасителя)
Кто первым пришел поздравить Божьего Младенца? (пастухи)
Что подарили Иисусу Христу мудрецы? (золото, ладан и мирту).
Какие деревья принесли свои дары Младенцу Божьему? (пальма, маслина, ель)
Чем отличается новогодняя елка от рождественской? (рождественскую ель обязательно украшают звездой)
Какой цвет является символом Рождества?
Воспитатель: Ух, как хорошо-то вы умеете загадки отгадывать. А попробуйте-ка отгадать следующие:
Есть игра одна для вас.
Я начну стихи сейчас.
Я начну – а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
Снег на улице! Ура!
На дворе стоит… (мороз)
И свисает низко-низко
С крыши хрупкая… (сосулька)
Мир раскрашен белым цветом,
Так бывает только… (зимой)
В эти дни нас ждет веселье –
Чудный праздник… (Новый год)
Будто только что с мороза,
Вся блестит в огнях … (елка)
И подарки – не зевай!
Раздает всем дед… (Мороз).
Воспитатель: В России, как и во многих других странах, Рождество – праздник семейный. Его стараются провести в кругу близких, при свечах, за богатым столом. Дети всегда ждут от Рождества не просто подарков, игр, веселья – ждут настоящего чуда. И, конечно, в этот праздник у всех дома стоит наряженная рождественская елка – символ неувядающей жизни. Рождественская елка отличается от новогодней тем, что венчает ее серебристая звезда в память о той самой звездочке, что указала путь к месту рождения Сына Божьего.
Накануне Рождества в старину готовили много вкусных угощений и вечером, когда на небе зажигалась первая звезда, садились за стол и праздновали всю ночь. По улицам ходили ряженые. Ряженые – это дети и взрослые, они наряжались в разные маски. Люди веселились: плясали, гадали, ходили колядовать. Колядовать – это значит ходить по домам и славить Господа нашего – Иисуса Христа. В народе об Иисусе Христе было сложено много песен – они назывались колядками. Их-то и пели, когда приходили в дом. Разбрасывали в доме по полу овес – это означало пожелание хозяевам счастья, богатства, хорошего урожая. Хозяева за это благодарили гостей, угощали их. И, конечно, после щедрого угощения колядовщики благодарили хозяев, желали им счастья, благополучия, достатка и здоровья.
Вот такое оно – наше Рождество. Чистое, удалое, веселое, ряженое, таинственное и загадочное. Праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, так оно должно вершиться ежегодно в этот день.
Воспитатель: Ну, и, конечно же, какое Рождество без подарков? Обычай дарить в Рождество подарки связан с преданиями о дарах волхвов. Давайте вспомним, что они подарили Иисусу?
Ответы детей. Золото, ладан и смирну.
Воспитатель: Но это не значит, что мы должны тоже дарить золото и прочие дорогие подарки. Главное – чтобы подарок был сделан от чистого сердца.
Сегодня мы с вами будем делать звёздочки и не простые, а волшебные – такие звёздочки будут приносить радость на весь предстоящий год. А потом подарим их нашим друзьям из соседней группы «Капельки».