Валентина Архипова
Заседание клуба родителей на тему «Роль совместного отдыха детей и родителей»
▼ Скачать
Форма проведения: заседание клуба родителей.
Цель: выявить необходимость совместного отдыха родителей и их детей.
Задачи: проанализировать возможные формы отдыха родителей и их детей; способствовать формированию осознания необходимости совместного отдыха родителей и их детей; продумать формы совместного отдыха.
Ход мероприятия
Воспитатель – ведущий заседания клуба сообщает родителям тему, цель заседания и задачи, которые призваны они решить.
Публикация «Заседание клуба родителей на тему „Роль совместного отдыха детей и родителей“» размещена в разделах
Воспитатель. Добрый день, уважаемые родители! Мы рады видеть вас.
Воспитатель. Давайте поприветствуем, друг друга словом «Здравствуйте!» с разными оттенками (родители вытягивают карточку с указанием заданием и произносят, остальные определяют) :
• Удовольствие;
• Страх;
• Дисциплинированность;
• Удивление;
• Упрека;
• Достоинства;
• Неудовольствия;
• Иронии;
• Безразличия;
• Радости.
Сегодня на нашей встрече состоится разговор о том, что такое семья. И как мы отдыхаем семьей.
Доклад воспитателя
По мнению Льва Николаевича Толстого, в течение первых трех лет жизни человек приобретает больше, чем за всю последующую жизнь. Огромные изменения происходят и в течение всего дошкольного возраста, но к 6 – 7 годам он становится совершенно другим человеком. Шестилетний ребенок может вынести двухлетнего малыша из загоревшегося помещения. Отказаться от незаслуженной награды. Пожертвовать развлечением, чтобы помочь матери. За эти годы дошкольного детства в психике детей возникает целый ряд таких черт и особенностей, которые раньше полностью отсутствовали. Эти изменения внешне менее радикальны и выразительны, чем появление ходьбы и речи, но имеют не меньшее значение.
Уже с первых дней своей жизни ребенок начинает активно осваивать окружающий мир с его законами и правилами. Ему необходимо добыть, переработать и запомнить огромное количество познавательной информации, освоить правила взаимодействия людей друг с другом и т. п.
«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в дошкольном и школьном возрасте вся принадлежит детскому саду и школе. Оказывается, образовательное учреждение имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь» (Константин Дмитриевич Ушинский).
Поэтому основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. И именно под наблюдение и руководством родителей должно происходить многократное повторение одного и того же действия до тех пор, пока дети не привыкнут делать это хорошо. Пользуясь этим методом, можно увидеть, соответствуют ли требования, предъявляемые к ребенку, его способностям, и подходит ли ваш прием к природным данным ребенка.
Кому если не родителям известны все тонкости характера ребенка? Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала ребенку природа, а также и предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность. Надо стремиться создавать те условия для ребенка, чтобы он смог хорошо сделать то, что может, и то, что хочет. А что может ребенок и что хочет ребенок, можно узнать и понять в обстановке доброжелательности, доверия и взаимопонимания. Такая обстановка в первую очередь создается взрослыми. Такую обстановку лучше создать во время отдыха, когда взрослые и дети могут быть поставлены в равные условия.
«Отдых – перерыв в работе, свободное от работы время для восстановления сил. Отдыхать – восстанавливать силы, проводить свой отдых где-нибудь». (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 602).
• Возможен ли совместный отдых родителей и детей?
• Нужен ли такой отдых?
• В чем необходимость такого отдыха?
Каждый из вас может по-разному ответить на эти вопросы. Но наверняка каждый из присутствующих здесь родителей организует совместный отдых со своими детьми.
Воспитатель.
Роль родителей в воспитании ребенка невозможно переоценить. Вы – главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания.
Современный ритм жизни не позволяет вам много времени свободно общаться с вашим ребенком. Каждая свободная минута заполнена разговорами, заботами и хлопотами. И все – таки необходимо находить время для доступных форм проведения совместного отдыха с детьми.
Воспитатель. Предлагаю Вам разделиться на две группы, используя принцип «Собери пословицу». Родителям раздаются фрагменты пословицы, одна из которых написана красным цветом, а другая – оранжевым. Задача – собрать пословицу.
Воспитатель. Объясните, почему пословицы написаны именно таким цветом? (красный и оранжевый цвета излучают добро и тепло)
Предлагаю каждой команде нарисовать семью.
Анализ результатов теста «Рисунок семьи»
Родителям в общих чертах предоставляется интерпретация теста «Рисунок семьи». Обратить внимание на выставку детских работ. По результатам этого теста нельзя делать окончательные выводы. Тем более что дети старшей группы еще недостаточно владеют техническими навыками в рисовании.
Обсуждение темы «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»
Воспитатель. Перед началом обсуждения предлагается просмотреть, сделанный в период подготовки, опрос с детьми «Моя семья».
Просматривается несколько устных ответов детей на вопросы :
Продолжи предложения:
1. Наша семья состоит из …. (человек)
2. Она (какая) ….
3. Обычно вечером я ….
4. В выходные дни моя семья ….
5. Моя мама ….
6. Мой папа ….
7. Я хочу, чтобы ….
Прослушав высказывания детей, обратить внимание на связь между дружной семьей, заинтересованностью семьи достижениями ребенка и реальными успехами ребенка в детском саду, в общении со сверстниками, воспитателями, родителями.
Воспитатель. Как отдыхает семья каждого из вас? Чем занимаетесь, собравшись вместе? (Высказывания родителей)
Формы совместного отдыха родителей и детей.
Если такие моменты в жизни вашей семьи возникают редко и поэтому не было возможности обдумать, как организовать совместный отдых, можно использовать следующие формы совместного отдыха родителей и детей :
1. Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
2. Совместная творческая деятельность: ребенок и родители вместе придумывают и создают какой-либо творческий проект – оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ.
3. Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.
4. Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки.
5. Совместные подвижные, сюжетно – ролевые игры.
Игры – прекрасный источник информации и личности ребенка. В процессе игры нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка. В игре можно увидеть, как ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей, как справляется с проигрышем в игре.
«Ребенок – это цветок, который нуждается в одобрении со стороны своих близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда». (Преображенская Е. // Крестьянка. 2002. № 11).
Воспитатель. Предлагаю вам разработать «Маршрут выходного дня»
Родители по командам из предложенных материалов, разрабатывают маршрут.
И делают презентацию его. Представляя его всем.
Подведение итогов
Воспитатель. Уважаемые родители! Вот и подошло к концу наша встреча. В течение собрания вы получили информацию не только о своих детях, но и о себе; рассмотрели систему отношений «родители – дети».
Ответьте, пожалуйста, в письменном виде на вопрос: о какой системе отношений в нашем дошкольном учреждении вы хотели бы получить информацию на следующей встрече:
• Воспитатель – ребенок;
• Родители – дети;
• Воспитатели – родители;
• Ребенок – ребенок?