Олеся Клинкова
Роль семьи в воспитании умственно отсталого ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ
УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЁНКА
О. Н. Клинкова (г. Рязань)
Очевидно, что семья умственно отсталого ребенка должна сознательно участвовать в его воспитании. Невозможно достигнуть значительного успеха в коррекционном педагогическом процессе, помочь ребенку реализовать потенциальные возможности и достичь максимума возможного развития без правильного и понимающего отношения к нему семьи.
Публикация «Роль семьи в воспитании умственно отсталого ребёнка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2020
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, имеющих детей с проблемами в развитии, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей и семей, имеющих одного ребенка.
Значительная часть детей и подростков не получает должной поддержки в семье и отдаляется от родителей. В школе много родителей с низким социальным статусом и образовательным уровнем, не знающих, как воспитывать своего ребенка, ведущих аморальный образ жизни. Нездоровая обстановка в таких семьях не способствует полноценному воспитанию и нормальной жизнедеятельности ребенка, зачастую вызывает конфликты в семье.
Актуальна проблема восприятия интеллектуального недоразвития детей как трагедии, усугубляющей отсутствие благоприятного психологического климата в семье, порождающей отчуждение родителей от ребенка, неумение воспитывать проблемного ребенка с помощью гуманных методов. Зачастую проявляется нежелание заниматься воспитанием ребенка, помогать ему преодолевать сложности развития.
В настоящее время наукой разработаны рекомендации по работе с проблемными детьми (Е. М. Волкова, Д. Н. Исаев, В. В. Ткачева, Л. М. Шипицына и др., но уровень разработки педагогической коррекционной наукой недостаточен. Порой практика работы опережает науку. Поэтому работа с семьей представляет интерес для науки и практики специального образования.
Семья является первым социальным институтом, в котором ребенок вступает в первый контакт и приобретает навыки общения. Семья обладает значительным реабилитационным потенциалом, который может быть направлен в помощь ребенку с проблемами в развитии. Однако его использование возможно лишь при адекватном восприятии проблем ребенка его родителями и сформированностью в создании понимания их роли в развитии ребенка.
Доказано, что все семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, характеризуются следующими признаками:
- родители испытывают нервно-психическую и физическую перегрузку, тревогу за перспективы ребенка;
- поведение ребенка в той или иной степени не отвечает ожиданиям родителей, вызывая у них раздражение, горечь, неудовлетворение;
- внутрисемейные, в том числе супружеские, отношения нарушаются и искажаются;
- социальный статус семьи снижается;
- в семье возникает психологический конфликт как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению ребенка.
Семья ребенка с нарушениями в развитии должна занять активную социальную позицию относительно своего ребенка. При этом важное значение имеет отношение родителей к его дефекту.
Ребёнок должен быть обучен тому, что позволяют его психофизические возможности. В процессе воспитания ребенка родителям необходимо преодолевать его капризы, упрямство, негативизм, пассивность. Ребенок должен иметь дома постоянные поручения. Выполнение этих поручений будет формировать у него адекватную самооценку, правильное отношение к своим возможностям, дефекту, а также развивать волевые качества.
Для того чтобы родители могли помочь своему больному ребенку максимально, необходимо, чтобы они не замыкались в своем горе, а, оставаясь активными членами общества, постепенно вводили в него малыша, постоянно расширяли его контакты с окружающим миром. Важно, чтобы больной ребенок не чувствовал своей исключительности или обделенности. Также необходимо, чтобы и мать не чувствовала себя виноватой или неполноценной, оставалась привлекательной и общительной, сохраняла свои интересы и увлечения, знакомых и друзей.
Ни в коем случае не должны быть ущемлены и интересы здоровых братьев и сестер больного ребенка. Нередко здоровому ребенку в таких семьях уделяют мало внимания, требуют, чтобы он всегда уступал больному, не жаловался на его неадекватные поступки. Все это неблагоприятно отражается на развитии личности, как больного, так и здорового ребенка, а также на психологическом климате семьи.
Совершенно недопустима и раздражительность взрослых по отношению к больному ребенку. Нельзя допускать, чтобы родители по пустякам кричали на ребенка, несправедливо наказывали его, ставя в пример здорового брата или сестру, не учитывая при этом ограниченные возможности больного малыша.
При воспитании ребенка с отклонениями в развитии очень важно своевременно развивать у него навыки самообслуживания, включать его в жизнедеятельность семьи. К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители, потрясенные горем, стараются оградить больного ребенка от всех трудностей, удовлетворяют любые прихоти (гиперопека). Это оказывает крайне неблагоприятное влияние на его психическое, и прежде всего личностное, развитие. Такой ребенок часто становится деспотом, и контакт его с окружающим миром еще более нарушается.
Известны и другие типы неправильного семейного воспитания. К ним относятся:
- гипоопека, когда родители практически не осуществляют уход за ребёнком, не следят за соблюдением условий, обеспечивающих его развитие;
- воспитание по типу повышенной моральной ответственности, когда родители постоянно возлагают на ребёнка такие обязанности и такую ответственность, с которыми ребёнку с отклонениями в развитии трудно справиться;
- авторитарная гиперсоциализация, когда родители всё время завышают возможности ребёнка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные и другие навыки;
- воспитание в культе болезни, когда родители формируют в семье отношение к ребёнку как к больному;
- симбиотический тип воспитания, когда родители полностью посвящают себя проблемам ребёнка, забывая о своих собственных;
- тип воспитания «маленький неудачник», когда родители приписывают своему ребёнку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьётся успеха в жизни;
- отвержение ребёнка, когда родители идентифицируют себя с дефектом ребёнка и отказываются признавать его.
Психологическая травматизация родителей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, особенности личности часто не позволяют им рационально использовать воспитательные приёмы. Родители нервничают, стремясь преодолеть трудности ребёнка, и, к сожалению, часто ошибаются в выборе правильного воспитательного подхода.
Воспитание ребенка с отклонениями в развитии — нелегкая задача. Очень важно, чтобы родители и окружающие относились к нему естественно, каков бы ни был у него дефект.
Очевидно, что семья, воспитывающая умственно отсталого ребенка находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это накладывает отпечаток на процесс его воспитания. Специфика отношений с таким ребенком может усугубить его недоразвитие. Недоучет индивидуальных особенностей общения такого ребенка с родителями может обострить противоречия между возможностями ребенка и требованиями общества.
Роль родителей детей с нарушением в развитии трудно переоценить и тогда, когда ребенок живет дома, и когда он в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умений, а иногда мешают ложные представления.
Как считают А. Р. Маллер, Г. В. Цикото (1988, максимально возможного уровня развития можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьей, применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей с аномальным развитием и целям их воспитания.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста и интеллектуального развития.