Чемсо Римма Аслановна
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании любознательности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Семья – первый социальный институт, в котором получает свой жизненный опыт ребенок. Именно семья удовлетворяет первые базовые потребности ребенка – в общении, познании и безопасности
Источником воспитания реб нка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.
Один из ключевых факторов, стимулирующих познавательную активность дошкольников, — это их творческий опыт, который строится на основе накопленных знаний и навыков.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в воспитании любознательности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Чтобы организовать познавательную деятельность, необходимо учитывать уже сформированные потребности ребёнка, в частности, его потребность в общении со взрослыми, в одобрении своих действий, поступков, рассуждений и мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности реб нка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях реб нок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.
Критерии воспитания:
- Дети, которые растут у любознательных родителей, сами становятся такими же. Отправляйтесь в путешествие по миру вместе с вашим ребёнком.
— Разговаривайте с ребёнком, рассуждайте вслух и объясняйте свои мысли.
— Спрашивайте у ребёнка: «А как ты думаешь?» — как можно чаще.
— Всегда внимательно слушайте, что говорит ребёнок, и никогда не смейтесь над его идеями.
— По возможности путешествуйте вместе с ребёнком.
— Приглашайте в дом интересных людей и не отправляйте ребёнка играть в другую комнату, когда они приходят.
— Ходите с ребёнком в музеи.
— Проводите вместе наблюдения и опыты.
— Поддерживайте ребёнка эмоционально, когда он исследует что-то новое. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для того, чтобы он мог реализовать свои творческие идеи.
— Делитесь с ребёнком своими увлечениями.
Рекомендуем провести дома с детьми: Эксперименты, которые семья реб нка дошкольного возраста может проводить в домашних условиях. Волшебные краски (от 3 до 7 лет) На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?». Важно отметить, что природа да т нам разные натуральные краски. Если вы предложите реб нку листы плотной бумаги, т ртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др., несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др., у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.
Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. У детей младшего школьного возраста, уже научившихся читать, развивать любознательность следует при помощи книг. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений школьной программы не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями. Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка.
Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.
В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат».
В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом.
Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду. Осуществляется эта работа в детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д. Можно организовать в группе выставку детских работ и пригласить на нее родителей.
Заключение
Семейное воспитание имеет огромное значение для становления личности ребёнка и его гармоничного развития. Безусловно, семья играет ключевую роль в воспитании детей, но и детские сады вносят свой вклад в этот процесс.