Елена Ермакова
Роль семьи в духовно-нравственном развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Макросоциальная ситуация развития, определяемая особенностями семейного воспитания, составом семьи и позицией ребенка в ней, является основой развития личности ребенка, обеспечивая формирование высших психических функций в процессе его врастания в цивилизацию» Л. С. Выготский.
Публикация «Роль семьи в духовно-нравственном развитии ребенка» размещена в разделах
Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества. Ее существование характеризуется различными материальными и духовными процессами. Семья – категория историческая. Ее типы, формы и функции обусловлены характером производственных и общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития общества.
Исследования семьи в условиях современного общества выявляют возросшую отчужденность родителей и детей, дефицит душевного тепла, ласки, внимания к детям и их проблемам со стороны родителей. Дети часто предоставлены сами себе. Вместо общения с родителями ребенок часто общается с телевизором, компьютером или планшетом. Родители стали реже, чем раньше, посещать консультации, организованные воспитателем, родительские собрания. А ребенок оказывается в таких условиях, где ему приходится доказывать свою «конкурентоспособность» чуть ли не с раннего детства. Многие родители рассматривают дошкольное детство всего лишь как подготовку к школе, лишая его возможности полноценно прожить целый этап своей жизни. Заботясь о раннем обучении, родители часто ущемляют право ребенка на игру, свободное время, собственный выбор видов деятельности. Такие категории, как нравственность, духовность, занимают далеко в нашем обществе не первые места. Другими словами можно сказать, что воспитание ребенка в семье становится все более опосредственным. Вместо семейного очага семья становится своеобразным «офисом», где у каждого свой ритм жизни и обязанности.
Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям, но и в личном плане (применительно к самим к себе). Родитель должен сам стать носителем духовно-нравственной культуры, которую мы стремимся привить детям с помощью организации праздников и развлечений, досугов, консультаций, бесед, родительских собраний, конкурсов совместно с родителями в дошкольном образовательном учреждении.
Родителям хочется быть «правильным родителем» и сделать для своего ребенка все возможное, т. е. вырастить из него идеального, успешного человека, который будет счастливым и успешным человеком нашего общества.
Используемая литература
1. Кутузова И. А. Диалоги с семьей// Вместе с семьей/ Сост. Н. Н. Серова. СПб, 1998г.
2. Пятковская Т. А. Семья как естественный фактор воспитания//Родительское собрание. 2003 №3.
3. Слепкова В. И. Психология семьи. Минск: Харвест, 2006.