Демчук Галина
Роль родителей в гендерном воспитании дошкольников
Пол- это совокупность биологических характеристик (физиологических, анатомических), которые отличают мужскую особь от женской.
Гендер- это социально-психологический статус, указывающий на качества, черты характера и поведения, присущие тому или иному полу в определенном социуме.
Хоть в основе гендерных различий всегда лежит биологическая принадлежность ребенка к полу, формирование гендера происходит и завершается под влиянием социо-культурной среды.
Основными агентами гендерной социализации являются родители.
Именно в семье происходят первые этапы формирования гендерной принадлежности.
Дошкольное детство базовый период усвоения гендерной идентичности детей.
Анализ научных источников по проблеме гендерного воспитания определил наиболее разработанные ее направления, а именно: поло-ролевое поведение и предпочтения, интересы, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности, а также усвоение специфической для пола модели поведения.
Гендерное воспитание, прежде всего, предполагает нравственное и социокультурное развитие мальчиков и девочек.
Недостатки гендерного воспитания детей проявляются уже во взрослой жизни – в сложных отношениях, как семейных, так и социальных.
То, как воспитывался ребенок в семье, сыграет свою роль в будущем – тогда, когда он станет взрослым и начнет задумываться о собственной, семейной жизни.
Семейные отношения очень важны для формирования гендерных установок детей.
Родители должны быть личным примером, заботиться, любить, уважать и доверять друг к другу. Тогда и подрастающие дети будут воспринимать это как пример хороших семейных отношений, и стремиться создать прочную и любящую семью.
При воспитании мальчиков и девочек необходимо учитывать гендерные различия и особенности поведения детей.
Воспитание девочек и мальчиков
не может быть одинаковым.
Но основные ценности, правила поведения и запреты должны усвоить все дети.
Нужно воспитывать в детях такие качества как: толерантность, сочувствие и сострадание, уважение к себе и другим, ответственность, воспитанность и милосердие.
Родители и воспитатели обязательно должны опираться на заложенные природой особенности нервной системы и характер детей. Такие психологические особенности важно учитывать и оказывать содействие в развитии качеств, необходимых для гендерной роли.
Оценивая семью как фактор гендерной социализации ребенка, отмечают следующие предпосылки необходимости педагогизации родителей:
1)хотят того родители или нет, но они всегда неизбежно влияют на психическое и сексуальное развитие детей;
2) семья влияет на ребенка через систему отношений – родителей между собой, каждого из них по отдельности и обоих вместе с ребенком;
3) успешность влияния семьи во многом зависит от степени его согласованности с существующими у ребенка врожденными особенностями маскулинности-феминности;
4) семья служит своего рода преломляющим фильтром на пути вхождения ребенка в гендерную культуру.
В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители, при этом подходы их к воспитанию часто диаметрально противоположны.
Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от его пола, чем матери. Они, как правило, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года жизни. Скорее всего, этому способствует устойчивое мнение, что в первые годы жизни дети, независимо от пола, отождествляют себя с матерью и демонстрируют привязанность к ней.
Хотя имеются и противоположные данные о том, что уже в течении первых двух лет жизни у мальчиков развивается устойчивая привязанность к отцу, если отец проявляет заботу о сыне. Отцы проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. В то же время они больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков.
Матери менее дифференцированно относятся к детям разного пола по сравнению с отцами.
Но тем не менее матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им в большей степени проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Матери предпочитают непрямые или более психологические воздействия и на сыновей и на дочерей, в то время как отцы ориентированы чаще на физические наказания.
Влияние отсутствия отца на гендерную социализацию ребенка:
Отсутствие отца сильнее сказывается на полоролевой социализации мальчика, чем девочки.
- В семьях, где отсутствует отец, черты, свойственные мужской роли, возникают у мальчиков медленнее.
- Мальчики, лишенные отца, более зависимы и агрессивны, чем мальчики из полных семей. Им труднее дается усвоение мужских половых ролей, поэтому они чаще гипертрофируют свою маскулинность, проявляя грубость и драчливость.
- Отсутствие отца влияет на полоролевую ориентацию ребенка в возрасте до 4-х лет сильнее, чем отсутствие отца в более старшем возрасте.
Мальчики усваивают женские установки и женские взгляды на жизнь, а общество получает безынициативных, слабых, не способных разрешить трудности мужчин.
Порицая в ребенке мужественность, приветствуя послушание, безоговорочное следование всем приказам матери, пассивность, женщины сами искажают мужскую природу.
Мальчик должен обязательно иметь перед собой пример мужского поведения, мужского варианта реагирования на существующие трудности, мужского способа разрешения трудной ситуации.
Однако отсутствие отца нельзя рассматривать независимо от других факторов. Многое зависит от отношения матери к отцу, от возраста ребенка, от наличия других взрослых, которые могут компенсировать отсутствие отца.
Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя кик "маменькины сынки", чем когда их дочери ведут себя сорванцами. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми от других и даже одобряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие (Смелзер Н., 1994).
С раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности.
У мальчиков - это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек - уступчивость, пассивность, зависимость.
Это же касается и полоролевого поведения детей. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий; мальчикам чаще покупают игры, формирующие сообразительность, поисковую активность.
Выделяют четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка:
-"социализация через манипуляции",
- "вербальная апелляция",
- "канализация",
- "демонстрация деятельности".
Гендерная социализация через определенные манипуляции означает озабоченность родителей теми или иными внешними проявлениями своего ребенка. Например, родители могут постоянно вне зависимости от ситуации восхищаться физическими данными и силой своего сына или выражать озабоченность внешностью ребенка-девочки.
Вербальная апелляция — это усиление действия первого способа. Родители подчеркивают прекрасные физические данные ребенка, его внешность, красоту, силу, ловкость, богатырские способности, умение дать сдачи обидчику и может не замечать его достаточно низких интеллектуальных способностей. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, отца, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда - это очень важно, а для мальчика приоритетным направлением развития становится занятие спортом, боевыми искусствами.
«Канализация» означает направление внимания ребенка на определенные объекты, способствующие формированию стереотипной гендерной роли в семье, например, девочкам на игрушки, соответствующие игре в "дочки матери" или просто имитирующие предметы домашнего обихода, мальчикам же покупают конструкторы, трансформеры, разнообразные машинки, игры-стратегии. Для них не существует игр, направленных на домашнюю сферу. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, "соответствующими своему полу".
"Демонстрация деятельности" означает ожидание от ребенка деятельности соответствующей не только тому полу, к которому принадлежит ребенок, но и воспроизведения такого вида деятельности, который осуществляет родитель аналогичного с ним пола. То есть девочки учатся вести себя, действовать «как мама», мальчики – «как папа».
Важнейшим условием правильного протекания процесса гендерной социализации является наличие и фактически и психологически полной семьи с адекватным исполнением родителями традиционных половых ролей.
Формирование гармоничного для пола поведения требует одновременного восприятия ребенком обеих ролей: мужской у отца и женской у матери. Полоролевая идентификация происходит не только через копирование аналогичной роли взрослого, но и путем противопоставления, через противоположную роль родителя другого пола. Необходимо также осуществлять воспитание детей не как бесполых существ, а как сыновей и дочерей, мужчин и женщин с учетом всех половых и индивидуальных особенностей личности.