Виктория Войнова
Роль постерного консультирования в формировании ранней профориентации воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Профориентация - в современном мире является важным направлением работы образовательных учреждений. В дошкольном возрасте нужно данное направление для того, чтобы развить интерес к профессиям взрослых.
Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста.
Задачи:
(знакомить детей старшего дошкольного возраста с многообразием мира профессий в обществе
(расширять кругозор детей об окружающем мире
(формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий
Публикация «Роль постерного консультирования в формировании ранней профориентации воспитанников» размещена в разделах
(способствовать ранней «предпрофессиональной ориентации» детей старшего дошкольного возраста
Профессиональная ориентация дошкольников - включает в себя ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром. Дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Ребенка нужно подготовить к выбору своей будущей профессии. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок будет получать разнообразной и богатой информации, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Ведь именно в детстве закладывается профессиональная направленность. Первым этапом подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Ребенок должен поверить в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше умений и навыков получит ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Например, если ваш ребенок мечтает работать в магазине игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т. п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Важно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.
Родители не должны ограничиваться рассказами и разговорами – необходимо посещать такие места: магазин, на станция по ремонту машин и т. д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.
Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей - поставить перед ними вопрос : что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».
Практика показывает, что огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.
Детей дошкольного возраста нужно готовить к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Нужно, что бы дети: - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это, основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; - были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Таким образом, профориентация дошкольников - это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводя профориентационную работу, мы подводим детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.