Ольга Зольникова
Роль нравственно-патриотического воспитания в формировании модели выпускника дошкольного учреждения
▼ Скачать
Роль нравственно - патриотического воспитания в формировании модели выпускника дошкольного учреждения.
Зольникова О. М.
воспитатель высшей категории МБДОУ № 4 г. Лукоянова
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Именно в этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребенок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы патриотических и духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом.
Публикация «Роль нравственно-патриотического воспитания в формировании модели выпускника дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
У детей старшего дошкольного возраста уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения. Ребенок овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств, 5–7-летний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т. д. Он усваивает «язык» чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.
Проблема нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста – приоритетная проблема российской действительности, которая как никогда актуальна в современном обществе. Нравственное воспитание является одной из сложных для выполнения задач в условиях дошкольного образования. Именно нравственное воспитание является приоритетной задачей практически всех программ дошкольного образования.
Менялись порядки общественной жизни, политического устройства общества, уровень его экономического развития, но на всех этапах развития – подъемов и падений, рассвета и упадка – на уровне семьи и государства, непременным приоритетом в образовательном процессе оставалось нравственное воспитание личности. Нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса.
По определению Ю. К. Бабанского, нравственное воспитание – это процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и самому себе.
Критерии нравственной воспитанности положительной модальности: доброта, честность, справедливость, дружба, радость. Критерии нравственной воспитанности отрицательной модальности: хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, ленность, жадность, грубость.
Анализ научной литературы по проблеме нравственного воспитания показывает, что единого подхода к содержанию нравственного воспитания не существует.
В наше время человечество столкнулось с угрожающим падением нравственности, бездуховности. При всем многообразии применяемых методик педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.
Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Цель духовно-нравственного и патриотического воспитания в нашем детском саду – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры, семейных ценностях.
Вся работа ведется по трем направлениям:
1. самообразование педагогов;
2. взаимодействие с родителями;
3. совместная деятельность с детьми.
Средство нравственного воспитания – это окружение (семья, педаго-
ги, воспитатели, сверстники, которое оказывает огромное влияние на формирование моральных установок ребенка. Окружающая обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Вовлечение представителей родительской общественности в решении вопросов нравственно - патриотического воспитания детей происходит с учетом заинтересованности, потребностей и мобильности родителей, доступности и информированности. В связи с этим, применение правильно подобранных форм работы с семьями, способствует пониманию родителями важности сотрудничества по вопросу нравственного воспитания детей. Кроме того, педагогическая культура родителей является одним из приоритетных факторов нравственного воспитания детей.
Формирование патриотических чувств проходит эффективней, если установить тесную связь с семьей. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
По мнению исследователей, моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые производятся в обществе. Нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Как правило, соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве накопителя и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какую огромную роль приобретает нравственное воспитание. Это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой. В более узком, педагогическом смысле – это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Литература:
Абраменкова, В. В. Проблема духовно-нравственного раз-
вития современного ребенка [Текст] / В. В. Абраменкова //
Вестник ПСТГУ IV : Педагогика. Психология. – 2005. –
Вып. 1. – С. 103-113.
Волков, Б. С. Детская психология: психическое разви-
тие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б. С. Волков,
Н. В. Волкова. – М. : АПО, 1994. – 84 с.
Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возрас-
та. Развитие познавательных процессов [Текст] / А. В. Запо-
рожец, Д. Б. Эльконин. – М. : Просвещение, 1984. – 350 с.
Марьенко, И. С. Нравственное становление личности
[Текст] / И. С. Марьенко. – М. : Педагогика, 1985. – 104 с.
Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания : Опыт
педагогической антропологии [Текст] : избр. пед. соч. :
в 2 т. / К. Д. Ушинский. – М. : Педагогика, 1977. – Т. 1. – 776 с.