Мустафаева Диана
Роль мультфильмов в изучении иностранных языков
▼ Скачать + Заказать документы
1. Теоретические основы обучения детей английскому языку с помощью мультфильмов.
Особенности обучения иностранному языку дошкольников
Организовывая процесс дошкольного образования, следует оптимально учитывать возрастные особенности детей, рационально использовать динамику их развития и правильно определять цели, задачи, средства, методику и технологии обучения.
Публикация «Роль мультфильмов в изучении иностранных языков» размещена в разделах
- Иностранный язык для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Поэтому ведущими принципами становятся принципы общения, мотивации, содержательности деятельности, игрового моделирования жизненных ситуаций и их реализации.
Ребенок должен быть непосредственным и активным участником общения. Радость и удовольствие от взаимодействия со сверстниками и взрослыми, совместное творчество и успех, полученный в результате общения, могут стать мотивами совместной деятельности при изучении иностранного языка. Как формирование коммуникативных умений на родном языке облегчает коммуникацию на иностранном, так и иностранный язык, несомненно, способствует общению на родном языке. Иностранный язык выступает дополнительным средством к достижению конкретных результатов такого общения.
Перед педагогами, обучающими детей дошкольного возраста иностранному языку, стоит довольно ответственная задача, поскольку начальный этап знакомства с новым языком является важным моментом в жизни детей. Поэтому процесс изучения нового языка должен проходить под грамотным педагогическим руководством.
Программа по иностранному языку рассчитана на два года - по 28 часов в год для каждой возрастной группы.
Содержание обучения иностранному языку в детском дошкольном учреждении должно обеспечить формирование такого набора языковых умений и навыков, которые необходимы для практического владения иностранным языком и соответствуют интересам и потребностям детей дошкольного возраста определенной возрастной группы 5 и 6 лет. Педагогу предоставляется широкое поле для творческой работы -- он может отбирать, дополнять, конкретизировать тематический и языковой материал в зависимости от возрастного периода, года обучения, уровня развития детей и методического обеспечения.
От педагогов зависит, чем станет для ребенка первая встреча с иностранным языком, какой вклад внесет это обучение в его воспитание и общее развитие.
Содержание обучения включает языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, предметно-тематическое содержание, включающее сферы, тематику и ситуации иноязычного общения.
Определяя языковое содержание обучения, необходимо учитывать частотность материала, его семантическую и грамматическую ценность, простоту и доступность детям дошкольного возраста. Ведущим принципом отбора языкового материала является принцип коммуникативной целесообразности отбираемого материала. Характер языкового материала определяется возрастными этапами психического и речевого развития детей, т. е. используемый для обучения материал должен включать необходимые понятия, значения и обозначения, которые должны быть соотнесены с типичными ситуациями общения дошкольников, их общей и игровой деятельности.
Тематика по иностранному языку должна перекликаться с материалом, который используется в учреждениях дошкольного образования для развития речи на родном языке. Но она не должна опережать тематику по развитию родной речи и идти после того, как соответствующий материал будет усвоен на родном языке, чтобы не создавать детям дополнительных трудностей
Говоря об индивидуальных психологических особенностях ребенка дошкольного возраста, не следует забывать, что они не являются стабильными, сформировавшимися характеристиками. Большинство из них у дошкольников только формируется. Kогнитивно-лингвистический тип языковых способностей заметно проявляется только в школьном возрасте. Происходит возрастное развитие внимания, памяти, мышления. Таким образом, при взаимодействии с конкретными детьми нужно учитывать как индивидуальные, так и возрастные особенности их развития.
В то же время при обучении следует учитывать не только уровень развития психических функций, но и то, какие потребности и какая деятельность наиболее важны сейчас для ребенка, на каком этапе возрастного развития он находится. Если построить обучение так, чтобы предлагаемый материал, методы и средства отвечали психологической потребности ребенка в данный момент, то обучение окажется эффективным и одновременно поддерживающим формирование его личности.
Так, например, тема «Одежда» привлекательна малышам трех с половиной, четырех с половиной лет тем, что к этому времени они уже почти освоили сложную процедуру одевания и приобретенный навык становится более или менее отработанным и связанные с ним переживания начинают терять свою актуальность. У старших дошкольников лексика по теме «Одежда» сама по себе вызывает очень мало эмоций. Девочек интересует не просто одежда, а «наряды»; мальчики вообще равнодушны, и необходимы какие-то новые неожиданные повороты темы, чтобы их увлечь.
Любое возрастное развитие проходит через кризисы: и всем известные «большие» кризисные периоды в год, три, семь лет и далее, и «маленькие», иногда почти незаметные, проходящие за несколько дней. Проживание ребенком кризиса внешне проявляется в форме эмоциональной нестабильности и проблем поведения. Это естественные и даже необходимые трудности. Чтобы человек пришел к чему-то новому, его должно не удовлетворять старое.
Темп развития, формы поведения и интенсивность переживаний в кризисные периоды у каждого ребенка свои. Дети в разные моменты проходят через важные для себя ситуации, когда прежние отношения с миром и окружающими людьми их уже не удовлетворяют и возникает потребность в построении новых отношений.
Внимание ребенка, его эмоциональные силы в этот период направлены на возникшие противоречия, и от их разрешения зависит путь его дальнейшего развития. Поэтому в процессе обучения необходимо не только учитывать, на каком возрастном этапе находится ребенок, но и быть особенно внимательным к трудностям, с которыми он столкнулся в ходе своего психологического развития.
Очень важно в нужный момент оказать личностную поддержку именно тому ребенку, который сейчас в ней особенно нуждается. Например, если незадолго до занятия двое детей сильно поссорились из-за игрушки (т. е. у них возник межличностный конфликт, то, скорее всего, тема «Фрукты» их слабо заинтересует или они попытаются продолжить ссору на новом материале: люблю яблоки!» - «Нет, я люблю!» А вот удачный поворот «Игрушки» (подходящая к случаю проблемная история) и тренировка в использовании выражения "I have. " помогут детям снизить накал эмоций, взглянуть на ситуацию со стороны и, возможно, увидеть какие-то способы решения конфликта.
Это, конечно, требует от педагога гибкого планирования, опыта, фантазии, умения действовать по ситуации и, самое главное, понимания, что эти сложности - действительно важный момент в психологическом развитии ребенка, а не сиюминутный каприз.
Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей дошкольного и младшего школьного возраста отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих этапах, запоминание языкового материала; естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т. е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке.
На ранней ступени обучения язык должен прежде всего рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т. е. овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычного образования. Развитие на ранней ступени не менее практично, чем само владение языком, поскольку является предпосылкой успешного обучения в будущем.
Итак, в содержание обучения иноязычному общению на ранней ступени необходимо ввести следующие четыре аспекта: развивающий (приоритетный, воспитательный, познавательный и учебный.
Процесс обучения дошкольников имеет ряд специфических особенностей:
Занятие должно рассматриваться не как урок (в традиционном его понимании, а как организация совместного дела (т. е. именно занятие) с детьми. В этих целях необходимо широко практиковать групповые, коллективные формы работы, в процессе которых язык органично встраивается в деятельность и сопровождает ее естественным образом. Важно создать условия, в которых ребенок чувствует себя раскованным и свободным, испытывает положительные эмоции.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, необходимо использовать в качестве методического приема игру, позволяющую создать ситуацию, в которой ребенок не может «отмолчаться». При этом следует обращаться не только к сюжетно-ролевым играм, ставшим традиционными в практике обучения, но и к подвижным играм, в которых также может отрабатываться языковой материал. Это мимические игры, пальчиковые, игры типа лото, домино, складывающиеся картинки и т. д.
Ребенок овладевает новым для него языком в процессе взаимодействия - общения со взрослым и друг с другом, друзьями, героями сказки. При этом важно, чтобы ребенок понимал цель каждого своего речевого и неречевого действия, его конечный результат, а также испытывал желание потребность в использовании иностранного языка как средство общения. В процессе общения должна использоваться увлекательная и доступная детям информация (сказочный сюжет, необычные приключения героев сказок и т. д., в создаваемый сюжет постоянно должны вводиться действующие персонажи, обладающие своим «характером», «историей». Это позволит организовать на основе сюжета типичное для дошкольников и любимое ими слушание, рассказывание и разыгрывание историй.
Поскольку ребенок не может успешно развиваться без того, чтобы все свои мысли, знания и умения воплощать в различных типах деятельности, то в практике обучение необходимо гораздо шире использовать возможности изобразительной, музыкальной, танцевальной и другой деятельности и максимально использовать возможности интегративного обучения. Ребенок, для того чтобы помочь своим любимым героям выбраться из всевозможных смешных, забавных и опасных ситуаций, должен во время путешествия что-то понять, сказать на иностранном языке. Действуя подобным образом, он незаметно для себя не только усваивает большое количество лексического и грамматического материала, но и развивает лингвистические способности и психические функции, необходимые для овладения иностранным языком.
Занятия не должны быть для ребенка выполнением скучных «технических» упражнений по запоминанию иностранных слов и грамматических конструкций. Это должны быть уроки, полные всевозможных «приключений».
1.2 Создание языковой среды при обучении английскому языку
1.2.1Мультфильмы как способ естественного погружения в языковую среду
Изучение иностранного языка в раннем возрасте очень эффективно. Дети быстро запоминают новое и легко осваивают полезные навыки. Однако сформировать интерес к занятиям удается не всегда. Дети быстро увлекаются, но сохранить их мотивацию бывает нелегко.
Мультфильмы на английском могут стать действенным способом повышения интереса к изучению языка. Они хорошо удерживают внимание ребенка и помогают ему воспринимать новое. В процессе просмотра усваивается правильное произношение, которое помогает формировать навыки говорения на английском.
Развивающие мультики хорошо использовать для изучения новых слов. Если ребенок заинтересован в том, что происходит на экране, он запоминает реплики героев. Текст в мультфильме сопровождается видеорядом, поэтому у ребенка возникают ассоциации с отдельными словосочетаниями и выражениями, что также способствует запоминанию.
Для занятий с детьми можно использовать обычные неадаптированные мультики для самых маленьких. Как правило, в них очень простая лексика, а значение реплик понятно из контекста. Такое погружение в англоязычную языковую среду может быть очень полезным.
Еще один вариант – адаптированные обучающие мультфильмы. В них в игровой и интересной форме объясняются самые простые грамматические правила, слова и выражения. Благодаря наличию связного сюжета, подкрепленного ярким видеорядом, ребенок легко усваивает информацию.
Преимущества использования развивающих мультфильмов :
Детей легко заинтересовать сюжетом мультиков, поэтому они смотрят их с удовольствием.
Во время просмотра тренируется восприятие английской речи на слух, формируется правильное произношение.
Ребенок быстро запоминает новые слова и выражения, если они ассоциируются со сценой из мультфильма.
Большой выбор мультиков на английском позволяет выбрать сюжет на интересную ребенку тему. Также несложно будет подобрать материалы, предназначенные для разных возрастов.
С помощью специальных учебных мультфильмов ребенок может изучать основы грамматики.
Эффективность использования мультфильмов будет заметно выше, если после просмотра давать ребенку задания. Дети серьезно и внимательно относятся к мультикам и с удовольствием обсуждают просмотренное. Поэтому выполнение небольших заданий, соответствующих возрасту, не будет для них сложным.
Например, можно подготовить карточки, изображающие отдельных героев или предметы, о которых говорилось в мультфильме. После просмотра ребенку показывают эти картинки и спрашивают, что на них изображено. Это помогает закрепить лексику, которая была использована в просмотренном фрагменте.
Во многих детских мультиках есть песенки. Если у ребенка есть желание, можно предложить ему спеть их вместе с героями. Повторение фраз позволит хорошо запомнить их, а ассоциативная связь с сюжетом сделает их более понятными.
Очень полезно разговаривать с ребенком о просмотренном. Можно предложить ему воспроизвести ситуацию из мультфильма. Например, разыграть самые интересные сценки. Это не только поможет закрепить лексику, но и позволит потренировать английское произношение.
Задания, связанные с просмотренными мультиками, выполняют еще одну важную функцию: они позволяют следить за тем, как ребенок усваивает материал, не является ли он для него слишком сложным. Если возникают трудности даже с самыми простыми заданиями, стоит подобрать другие мультфильмы.
Использование видеоматериалов в преподавании иностранного языка основано на главном методическом принципе - принципе наглядности. Восприятие и переработка информации при просмотре мультфильмов осуществляются в форме слухо-зрительного синтеза, на базе которого были созданы и разработаны аудиолингвальный и аудиовизуальный методы преподавания иностранных языков. Мультфильмы создают условия обучения, максимально приближенные к языковой среде, и воспроизводят речевую ситуацию звуковыми и зрительными средствами. Эти особенности мультфильмов позволяют использовать их в целях интенсификации учебного процесса и придания ему максимальной коммуникативной направленности.
В отличие от аудиозаписей или печатных текстов, которые могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеоматериалы в дополнение к этому также содержат визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном общении (язык тела, мимика, жесты, интонация) собеседников в конкретной ситуации, которые зависят от возраста, пола, индивидуальных особенностей говорящих. Визуальная наглядность помогает лучше понять и запомнить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в определённом контексте.
Вербальные, акустические знаки (звуки, тишина, музыка, невербальная речь, изображение персонажей и обстановки в фильме помогают детям воспринять информацию синхронно, тогда как в источниках литературы она представлена линейно.
Ещё одним достоинством мультфильмов по сравнению с литературными произведениями является их сильное эмоциональное воздействие на людей, что позволяет мультфильмам более ярко и объёмно передавать информацию, а также служить средством повышения мотивации детей. Мультфильм стимулирует детей к общению на иностранном языке, учебно-поисковой и творческой деятельности. При работе с мультфильмом можно проводить различные мероприятия в группе, например, задания, выполняемые в парах или в группе, дискуссии, инсценировки, которые помогают детям чувствовать себя более свободно при разговоре и выступлении.
Согласно педагогу И. В. Терехову, фильмы, используемые в учебном процессе, обладают заметным потенциалом реализации основных принципов обучения:
принципа коммуникативной и межкультурной направленности;
принципов наглядности и доступности;
принципа учета возрастных особенностей обучаемых;
принципа стимулирования и развития мышления учащихся;
принципа сознательной активности учащихся;
принципов сочетания различных методов и форм обучения в зависимости от задач и содержания обучения и соответствия методов и приёмов целям обучения;
принципа связи теории с практикой.
Специфика реализации данных принципов заключается в следующем:
Применение мультфильмов в обучении создает языковую среду в учебных условиях, их просмотр представляет собой естественную коммуникацию, признаком которой выступает речевое поведение в определённой социальной ситуации.
Мультфильмы демонстрируют речевое поведение носителей языка и сопутствующие ему экстралингвистические факторы через визуальный ряд, делая его более наглядным и доступным для понимания. Также доступность материала обеспечивается современными форматами носителей, оптимизирующими работу с фильмом.
Просмотр мультфильмов на английском языке будет полезен детям с различными видами памяти. Кроме того, следует помнить, что мультфильмы, прежде всего, ориентированы на детскую аудиторию, вследствие чего, при озвучивании мультфильмов на английском языке соблюдаются правила произношения классического варианта английского языка. Просмотр мультфильмов, будет полезен на начальных этапах изучения языка так как мультфильмы на английском языке не содержат сленга, сложных грамматических оборотов, а также темп речи в мультфильмах размерен и не вызовет сложностей в понимании, в комплексе с четкой дикцией. Кроме того, эти сказки помогут решению одной из основных проблем при изучении иностранного языка — восприятия английской речи на слух. Также дети с легкостью осваивают интонацию и произношение и, несомненно, пополняют свой словарный запас и лучше его запоминают. Песни из мультфильмов также с легкостью запоминаются детьми, так как мелодии и тексты просты. Детям они очень интересны. В настоящее время раннее обучение иностранному языку является одним из приоритетных направлений в педагогической практике. Исследователи отмечают, что оно не только дает дополнительные возможности для разностороннего воспитания дошкольника, но также создает условия для развития как его языковых, так и общих способностей. Отсюда возникает вопрос о том, каким образом следует организовать учебную деятельность дошкольников для эффективного овладения ими английским языком.
Этот вопрос можно изучать довольно таки долго, он ещё не совсем раскрыт. Поэтому появляется всё больше интересных материалов по данной теме.