Марина Антипина
Родительское собрание в подготовительной группе «Готовимся в школу вместе»
Тема: «Готовимся к школе вместе»
Цель: вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе, создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
Предварительная работа:
1. Подготовить вопросы на школьную тематику.
2. Приготовить для каждого родителя памятки :
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Готовимся в школу вместе“» размещена в разделах
• «Как воспитать у ребенка самостоятельность»
• «Правила работы с рабочими тетрадями дома».
3. Оформить выставку литературы по подготовке детей к школе.
4. Приготовить материал для игры «Кто быстрее соберет ранец».
Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы.
Ход собрания:
Вступление: чтение отрывка из стихотворения А. Барто «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс!» (см. прил. 1)
1. О воспитании самостоятельности.
Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками – это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни.
Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребенок – это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений. Постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.
Родители знакомятся с содержанием памятки (см. прил. 2)
2. Весёлые диктанты
Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.
Подготовка к письму предполагает развитие у детей:
• Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).
• Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.).
• Чувство ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.
• Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.
Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений: овалов, линий, крючков, треугольников.
Родители знакомятся с содержанием памятки (см. прил. 3)
2. Вопрос -ответ «Помните ли вы?».
Предложить родителям ответить на вопросы (см. прил. 4)
3. Игра «Кто быстрее соберет ранец».
Скоро в школу отправляться.
А готовы вы собраться
В первый класс
Прямо сейчас?
Мамам, папам мы доверим
Ранцы школьные. Проверим,
Не успели ли забыть,
Что надо в школу приносить?
Предлагаю родителям поиграть в игру «Кто быстрее соберет ранец». Для участия в игре приглашаются двое родителей. Им выдаются школьные ранцы. В центре группы в большой корзине лежат предметы: карандаши, ручки, конфеты, пеналы, учебники, куклы, жевательная резинка, машинка, кубики, сотовый телефон, линейка, фломастеры, альбомы, бинокль, семейные фотографии, пирожок, тетради, расческа и т. д.
Родители должны выбрать те предметы, которые необходимы ребенку в школе, и затем прокомментировать содержимое ранцев.
Совет родителям : ребенок-первоклассник может взять с собой в школу небольшую любимую игрушку для игр на перемене.
4. Подведение итогов собрания, обмен мнениями
Почаще общайтесь со своим ребенком, читайте с ним и обсуждайте прочитанное. Отвечайте на его вопросы, помогайте в решении каких-либо проблем. Потому что только вместе с вами ребёнок преодолеет любые трудности!
Желаю вам успехов и счастливого пути по дорогам знаний!
Список литературы.
1. Белая К. Ю., Цапенко М. М. Родителям будущих первоклассников// Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. Редактор Л. Е. Курнешова. -М. : Центр «Школьная книга», 2007.-48с.
2. Будницкая И. И., КатаеваА. А. Ребёнок идёт в школу. - М. : Педагогика, 1985. – 160 с. – (Б-ка для родителей).
3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии.
4. Воспитатели и родители : Из опыта работы. Сост. Л. в. Загик, В. М. Иванова. - - М. : Просвещение, 1985. – 96с.
5. Давыдова Ю. В. Как подготовить ребёнка к школе/ Юлия Давыдова. - М. : Эксмо, 2008. – 144с. – (Шпаргалки для родителей).
6. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ : метод. Пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2006, - 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).