Светлана Файзуллина
Родительское собрание «Первый урок воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей «Давайте познакомимся», «Планирование работы группы и детского сада»
2. Вручение памяток «Родительские собрания в ДОУ»
3. Объявление на стенде
4. Вручение приглашения каждому родителю
5. Выпуск № 2 газеты группы «Капелька»
Ведущий:
Публикация «Родительское собрание „Первый урок воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Выступающие:
воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог- психолог, медсестра, заведующий ДОУ.
Участники:
родители.
Содержание
1. Культурное поведение (воспитатель).
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня! И так, начнём.
Для первого знакомства мы (все взрослые, которые в течение 3-х лет будут работать с нашими детьми) хотели бы поговорить о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.
Многих родителей как гром среди ясного неба поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью…
Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет. Родители для ребёнка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.
Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате, в игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».
С чего начинать воспитание культуры?
1. Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы.
2. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-вежливой сказки. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску (доброй феи или злого дракона, или хотя бы оценка в виде улыбающегося или грустного смайлика). Это является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер.
3. Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.
Методы, которые используют родители для привития детям навыков культурного поведения и хороших манеры:
Чтение книг с ярким примером хороших манер
Общение с авторитетными для ребёнка людьми
Постоянство и настойчивость в обучении
Хорошее уважительное отношение друг к другу в семье
Влияние общества
Круг общения.
Все эти методы, несомненно, имеют положительные результаты.
2. Речевой этикет (учитель-логопед)
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».
Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
А часто ли вы обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы? Часто ли Вы употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.
Включается спокойная музыка.
3. «Чтобы ребёнок слушался» (педагог – психолог)
Уважаемые родители! Перед Вами на столах лежат Памятки, познакомьтесь, пожалуйста, с советами А. С. Макаренко. Многие из советов, конечно же, проверены вами на практике и, наверняка, имеют положительные результаты.
Известная поэтесса А. Барто в одном из своих стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, Мне помогает похвала!»
Как часто и за что вы хвалите своего ребёнка? Предлагаю ответить на этот вопрос с помощью игры.
Конкурс «Кто дольше может похвалить ребёнка за проявление вежливости?» (передаётся игрушка по кругу)
4. Похвала (учитель-дефектолог)
Да, похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Продолжайте и дома хвалить ребёнка. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой - обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
Игра с фишками
А сейчас мы предлагаем вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.
Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно – жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.
1. Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
2. Аккуратно складывает одежду.
3. Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно.
4. Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
5. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
6. Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
7. Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.
8. При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
9. Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д.
10. Не говорит матерных слов.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
мысли…»,- так сказал когда-то великий классик А. П. Чехов. Да, приятные манеры, достойный вид и мудрые мысли украшают человека, показывают его с выгодной стороны и всё это очень важно. Но какие могут быть мудрые решения и чистые помыслы, если человек не здоров.
5. Закаливание (медсестра)
Самая большая ценность для человека – здоровье. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов». В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада и семьи.
Традиционные методы закаливания в средней группе:
1. Утренняя гимнастика.
2. Одежда в группе и на улице по погоде.
3. Температурный режим.
4. Прогулки каждый день с подвижными играми.
5. Соляная комната.
6. Кислородный коктейль.
7. Гимнастика бодствования после сна и хождение по ребристым дорожкам.
8. Фитонциды – лук, чеснок.
И многое многое другое.
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. По степени воздействия на личность ребенка трудно выделить другой социальный институт, который мог бы сравниться с семейным. Несоблюдение здорового образа жизни родителей ведет к нарушениям психического и личностного развития детей, а значит, и к проблемам в области семейного здоровья. Особенно актуальной она становится, когда мы говорим об оздоровительной деятельности в семье, ведь прежде всего в семье закладываются основы личности, сознания ребенка, модель здорового образа жизни, которую во взрослой жизни ребенок будет подсознательно реализовывать. Таким образом, чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к здоровью следует прививать у ребенка в семье.
Здоровье ребенка зависит не только от неукоснительного соблюдения ЗОЖ и закаливания в семье, но и от правил поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением.
6. Безопасность в ДОУ и быту (воспитатель)
Стоит отметить, что изучение ОБЖ так же необходимо, как и изучение основных предметов (математики, развития речи, рисования). Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального и культурного развития, и даже намного значительнее. Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому ребенку одному находиться на дороге, на улице, дома.
Обучая ребенка правилам безопасного поведения и правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в опасных ситуациях (на дороге, в общении с посторонними на улице, в употреблении лечебных растений, при использовании огня и т. д.). Поэтому родителям следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, постоянно соблюдать ПДД и ПБП, но и изучить необходимую литературу. То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения в быту и на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Вручение буклетов
7. Подведение итогов (воспитатель)
Уважаемые родители! Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как измениться мир вокруг. И это не из области фантастики, потому что всё в наших руках.
Воспитан ли мой ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность, предупредительность? Крепкое ли у него здоровье? Владеет ли он азами безопасности? На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от нашего желания и умения.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам здоровой и безопасной культуры поведения.