Ирина Бобрецова
Родительское собрание «Наши пальчики играют-говорить нам помогают»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают».
Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики
Задача: познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Участники: родители, воспитатель, воспитанники группы
Место проведения: музыкальный зал.
Публикация «Родительское собрание „Наши пальчики играют-говорить нам помогают“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Оборудование: столы, пальчиковые краски, белые и тонированные листы бумаги, вода, салфетки влажные, массажные коврики и мячики, пуговицы, карандаши, коробочки с соком, корзинки, музыкальный центр, нагрудный знак «поезд».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Вернее об одном из средств развития речи детей.
Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.
Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, это самое благодарное времяпрепровождение.
«Пальчиковые» игры – весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребё нка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…»
Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику – движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность? Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Чтобы настроить вас на дальнейшую работу, предлагаю провести небольшую игру.
Разминка «Карандаши»
Задачи: снять эмоциональную напряженность, содействовать построению доверительных отношений, приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне.
Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников.
(Упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев).
Задание: Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад; сделать шаг вперед, назад; присесть, встать.
Ну а теперь мы приглашаем вас вместе с детьми, в игровое путешествие на поезде.
Ход деятельности:
Дети заходят, пальчиковая игра «Здравствуйте»
Здравствуйте, ладошки
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки
Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки
Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки
Чмок-чмок-чмк!
Здравствуйте, зубки
Здравствуйте, мой носик
Бип-бип-бип!
Здравствуйте, родители!
Мы пришли!
Сели на стульчики. Пальчиковая игра «Утро»
Утро настает,
Солнышко встает.
Эй, братец Федя,
Буди соседей.
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
Вставай, Крошка-Митрошка!
Привет, ладошка!
Воспитатель: Все проснулись, потянулись. Сейчас мы вместе с родителями отправимся в путешествие на поезде. Но сначала надо к нему подготовиться.
1. Самомассаж
(Выполняют взрослые и дети)
Вы готовы, глазки? (Поглаживание век)
Да!
Вы готовы ушки? (Поглаживание ушей)
Да!
Вы готовы, ручки? (Поглаживание кистей рук)
Да!
Вы готовы, ножки? (Поглаживание ног)
Да!
Вы готовы? (Развести руки в стороны)
Да!
Воспитатель: Молодцы, вы готовы! А теперь давайте вспомним тех, кого можем взять с собой в путешествие.
(Родители загибают детям пальчики)
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Воспитатель: Теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. Игра «Поезд». Звучит музыка.
(Дети и взрослые становятся друг за другом и двигаются друг за другом)
Воспитатель: Внимание! Первая станция «Снежная полянка»
Рисование пальчиковыми красками под музыку. Дети рисуют, взрослые помогают.
Оборудование: столы, белые и синие пальчиковые краски, белые и тонированные листы бумаги, вода, салфетки влажные.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Воспитатель: Сколько снега намело, давайте вместе с родителями слепим снеговиков.
Пальчиковая игра «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок.
Кати по снегу свой снежок
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Воспитатель: Какие забавные снеговики появились.
Воспитатель: Едем дальше. Следующая станция – «Театральная»
Игра «Зеркало и обезьянки».
Дети садятся на стульчики, родители напротив них на корточки.
Воспитатель: Здравствуйте, пальчики,
Пальчики озорные!
Здравствуйте, пальчики,
(Ритмичное сжимание пальцев в кулачки)
Петушок.
Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.
(Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.)
Гусь.
Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(Кисть под прямым углом. Большой палец отставлен, остальные четыре прижаты друг к другу)
Кошка.
У кошки ушки на макушке,
Чтоб лучше слышать мышь в норушке.
Кошка, как тебя зовут?
Мяу!
Стережешь ты мышек тут?
Мяу!
Кошка, хочешь молока?
Мяу!
А в приятели щенка?
Фр-ррр!
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам)
Воспитатель: Отправляемся дальше! Станция «Игровая шкатулка».
Чтобы попасть на эту станцию, вам надо закрыть глаза.
(Пока дети с закрытыми глазами, воспитатель рассыпает пуговицы)
Ой- ой! Я случайно рассыпала пуговицы, помогите, пожалуйста, их собрать.
(Дети и взрослые собирают пуговицы в корзинки)
7. Воспитатель: Спасибо за помощь! Отправляемся дальше. Следующая станция – «Массажная».
Самомассаж.
Цель: научить элементам самомассажа пальцев.
Оборудование: массажные коврики и мячики
Взрослые и дети располагаются где им удобно.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Затем руки я помою.
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
Воспитатель: А теперь последняя станция «Сюрпризная». Дети ищут сюрприз, находят, радуются.
Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие! Надеюсь, всем понравилось! Вы можете дома повторить это путешествие или придумать свое, но помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете счастливым!