Елена Зеленова
Родительское собрание в форме игрового практикума «Развиваем пальчики, или Игры с кинетическим песком»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения : мастер-класс
Цель: познакомить родителей с песочной игротерапией как методом развивающей и обучающей деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать понятие родителей о возможности песочной игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности;
2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребёнком;
Публикация «Родительское собрание в форме игрового практикума „Развиваем пальчики, или Игры с кинетическим песком“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры с песком
- Кинетический песок
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и дома.
Участники: воспитатели, родители.
Подготовка к собранию :
1. Оформление пригласительных для каждого родителя;
2. Изготовление карточек-визиток на каждого родителя;
3. Анкетирование родителей по теме собрания;
4. Составление карточек с эстафетными заданиями для родителей;
5. Оформление выставок : «Методическая литература для родителей», «Педагогическая песочница или в гостях у Песочной Феи».
6. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.
Оборудование:
- столы, расставленные по кругу;
- песочницы;
- наборы миниатюрных игрушек;
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады новой встрече с Вами. Чтобы снять напряжение предлагаю следующее упражнение:
Упражнение «Приветствие» Предлагаю по кругу назвать себя ласковым именем, например: «Я умница» и т. д.
Вот теперь я вижу улыбки на Вашем лице.
Поскольку форма нашей сегодняшней встречи носит информационно-просветительский характер, мы, учитывая сложность восприятия педагогической информации, проведем наше собрание в виде игрового практикума. Итак, начинаем.
1 задание: Какая из команд быстрее разгадает загадку!
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках, во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок)
Воспитатель: Правильно, песок, но у нас непростой песок, а кинетический. (Родителям предлагается пощупать песок).
Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком успокаивают импульсивных, очень активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных, полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности и памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей, так как в песочнице ребенок может дать волю своей бурной фантазии.
Что же представляет из себя «Кинетический песок»? Кинетический песок или «живой песок» представляет собой смесь кварцевого песка 98% и силиконового полимера 2%, связывающей его частицы между собой. Он приятный на ощупь, безопасен для детей, воздушный, рассыпчатый, отлично лепится, не засыхает, не оставляет пятен, не прилипает к рукам. Этот инновационный материал изобретен в Швеции. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки – проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсичных веществ, поэтому может использоваться в работе с детьми.
Возможности метода «песочной терапии» известны давно, они постоянно расширяются, приобретая различные модификации и формы. «Кинетический песок» – это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу песок.
Чем полезен кинетический песок для детей :
Песок занимает и успокаивает ребенка. Развивает творческие и когнитивные навыки;
Игры с песком прекрасно развивают моторику рук и воображение;
Идеально подходит и используется в методике песочной терапии, сказкотерапии, изотерапии, игротерапии и релаксации;
В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;
Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;
Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания.
Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствует развитию элементарных навыков общения;
Игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения.
В период адаптации кинетический песок использовала для получения расслабляющего эффекта, а также для снятия стресса и тревожности после расставания с мамой. Дети просто перебирали песок пальчиками, пробовали его на ощупь, запускали ладони в песок, малышей очень забавляло и веселило, когда песок «протекал» сквозь пальцы, такой метод работы благоприятно сказывался на их настроении, следовательно, и адаптации.
Затем песок стала применять в играх, ведь малыши очень любят играть, и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для детской деятельности. Самые простые игры мы устроили в песке, спрятав несколько предметов, детям предлагала их найти, проникая в толщу песка. В процессе игровой деятельности раскатывали песок как тесто, оставляли следы разнообразными предметами на песке, пальчиками, ладонями, собирали песок в комочки и создавали горки.
2 задание: Угадайте, кто спрятан в песке из героев сказки :
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть (колобок)
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребё тся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (мышка из сказки «Репка»)
3 задание: Игра «Отгадай и нарисуй загадку»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения и фантазии.
Оборудование: загадки, индивидуальные подносы с песком (я использовала плотные крышки от коробок, палочки для рисования, природный и бросовый материал, разнообразные игрушки.
Ход игры : родители сидят за столами, главное правило этой игры, которое нельзя нарушать-это разговаривать друг с другом. Все задания выполняются молча. Нарушители выбывают из игры. На мольберте вы видите загадки. Вам нужно их прочитать, а отгадку нарисовать на своём подносе.
Участники с правой стороны отгадывают загадку:
Суши маленький кусочек, -
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода. (Остров)
Участники слева отгадывают загадку:
У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться –
Взорвётся, задымится (Вулкан)
3 задание: Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Содержание: родители «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого они используют разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем родители «угощают» пирожками команду соседнюю.
И хочется отметить, санитарно-гигиенические характеристики:
- Кинетический песок, несмотря на наличие силиконового связующего, не липнет к рукам и одежде;
- Силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остается «влажным на ощупь»;
- Просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;
- Кинетическим песком практически невозможно засорить глаза;
- Песок не поддерживает развитие микроорганизмов и не имеет запаха, нетоксичен, не вызывает аллергии
- Продукт не боится воды и в случае смачивания после просушки сохраняет прежние свойства.
- В случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выходят из организма естественным путем, не вызывая дискомфорта.
- Не требует специальных условий хранения
Игры с песком разнообразны :
-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.
-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
-Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.
Не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Замечено, что игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения. За рубежом офисные работники, поставившие небольшую чашку с песком на рабочий стол, признают, что у них значительно снизился уровень раздражительности. Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает отдохнуть морально, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.
В заключении родителям раздали буклеты : «Игры-упражнения с песком в домашних условиях»