Татьяна Буданова
Родительское собрание: «Готовность к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, Уважаемые родители.
На будущий год Ваш ребенок пойдет в первый класс. Перед родителями встают вопросы :
• Как подготовить ребенка к школе?
• Когда начать подготовку?
• На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?
Публикация «Родительское собрание: „Готовность к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Некоторые родители считают, для того, чтобы подготовить ребенка к школе, достаточно его только научить читать, считать, писать. Но это далеко не так. Т. к. готовность к школе это более объемное и глубокое понятие.
Психологическая готовность к обучению в школе
включает четыре основных компонента:
Интеллектуальный Эмоционально-волевой Коммуникативный Мотивационный
Но прежде чем мы разберем по подробнее все эти аспекты психологической готовности детей к школьному обучению, я предлагаю провести небольшой эксперимент.
Эксперимент. Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Каждый из вас получит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам. 2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам. 4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам. 6. Оторвите правый верхний уголок.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте получившуюся фигуру. Сейчас я прошу вас найти среди остальных фигур точно такую же, как и у вас. Фигуры должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? (Участники отвечают, что не нашли). А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и фигуры получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Все дети тоже разные, имеют свои психологические особенности, особенности личности, характера, психофизиологические особенности. Для каждого ребенка свойственны свои слабые и сильные стороны в момент поступления в школу. И сегодня мне бы хотелось, что бы вы на основе полученной на родительском собрании информации определили трудности своего ребенка, а также наметили пути их разрешения.
Итак, вернемся к компонентам психологической готовности ребенка к школе.
Интеллектуальный компонент
- это определенный уровень умственного (интеллектуального) развития ребенка, который включает в себя:
1. Элементарные общие знания об окружающем мире:
К 6– 7-и годам ребенок должен знать:
• свой адрес и название города, в котором он живет;
• название страны и ее столицы;
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
• времена года, их последовательность и основные признаки;
• названия месяцев, дней недели;
• основные виды деревьев и цветов;
• ребенок должен уметь различать домашних и диких животных;
• понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
2. Грамматически правильная и выразительная речь. Достаточный словарный запас.
3. Свойственно любопытство (познавательный интерес, желание у ребенка узнавать новое.
4. Хороший уровень развития познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления) :
• Хорошо организованное внимание является основным условием успешного обучения ребенка в школе;
• Память (ребенок должен хорошо запоминать стихи, сказки, рассказы, уметь их воспроизводить);
• Мышление (у ребенка должна быть развита способность к осуществлению простых обобщений и установлению причинно-следственных связей)
5. Хорошо развитая моторика рук, координация движений, пространственная ориентация – различение правой/левой руки и т. д.
Интеллектуальный компонент очень важен для успешного начала и продолжения обучения ребенка в первом классе. Он является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка в школу. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
Поэтому более важным условием для быстрой и успешной адаптации ребенка к обучению в школе является эмоционально-волевой компонент.
Эмоционально-волевой компонент
Школа с первых дней обучения начинает предъявлять ребенку следующие требования: он должен спокойно сидеть на уроке, внимательно слушать учителя, воспринимать учебный материал, т. е., проявлять волевые усилия, контролировать проявление собственных эмоций и желаний.
Если ребенок идет в школу без зачатков произвольности (не может долгое время усидеть на одном месте, преодолевать малейшие трудности, слушать взрослого, преодолевать собственные желания, сдерживать свои эмоциональные проявления, можно прогнозировать возникновение в его учебной деятельности ряд серьезных трудностей.
Поэтому уже сейчас необходимо развивать произвольность поведения, его волевую сферу. Специальных упражнений для развития этих особенностей нет, однако в воспитании необходимо следовать следующим рекомендациям:
1. Приучайте ребенка к режиму дня – все должно осуществляться в свое время: сон, отдых, питание, игры, занятия и т. д. (такая организация жизнедеятельности очень дисциплинирует ребенка);
2. Приобщайте ребенка к посильному труду (у каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным);
3. Не потакайте всем желаниям ребенка по первому же обращению (ребенок должен знать, что желаемого необходимо добиваться и заслуживать, преодолевая определенные трудности. При этом взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления);
4. Будьте последовательны в воспитании (если наказали за какую-то провинность – проследите, чтобы наказание было доведено до конца);
5. Последовательность в воспитании должна прослеживаться у обоих родителей (если мама сказала, что должно быть так, то и папа должен придерживаться этой линии в воспитании. Рассогласование во взглядах на воспитание у родителей приведет к тому, что ребенок станет манипулировать родителями).
Вот такие нехитрые советы, помогут вашему ребенку развить волевую сферу. Это процесс долгий и кропотливый, требует от родителей и других взрослых, окружающих ребенка, терпения. Если ребенку никогда не предъявлялись требования, он не следовал режиму дня, не имел обязанностей по дому, не ждите, что ребенок измениться за несколько дней. Это длительный процесс.
Коммуникативный компонент
К началу обучения в школе ребенок должен подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в группе. Ребенок должен уметь включаться в детское сообщество, работать, играть и общаться совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения. А именно такие качества, как вежливость, сдержанность, послушание. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив.
Как развивать коммуникативную готовность ребенка? Как и в случае эмоционально-волевой сферой – это длительный процесс. Ребенок не может стать вежливым, предупредительным в общении, дружелюбным за несколько дней. Вы должны помнить, что в первую очередь умение общаться у ребенка формируется на основе личного примера взрослых и зависит от того, как вы сами общаетесь с окружающими вас людьми. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями играют большую роль в формировании коммуникативных навыков (навыков общения) ребенка. Кроме этого ребенка надо знакомить с имеющимися в обществе правилами поведения и общения, следить за их выполнением.
Мотивационный компонент
Этот компонент означает то, что у ребенка к моменту окончания детского сада должно быть сформировано желание идти в школу, желание принять новую социальную роль — роль школьника. Школа ребенка должна привлекать в первую очередь учебой, т. е. возможностью узнавать новое. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. И если же вы запугиваете ребенка предстоящими трудностями в школе, если отзываетесь о школе, учителях в негативном русле, то и ребенок начинает также относиться к ней. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Проводится тестирование родителей и сообщение им результатов. После чего раздаются памятки с рекомендайиями.
Готов ли ребенок к школе (тест)
1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор?
4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6. Может ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам (например, дом – дома, кровать кровати и пр. ?
8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание и прибавление единицы (например, 8 + 1, 5 - 1?
11. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку (т. е. он уверенно, без дрожи в руке чертит линии, вырисовывает буквы и пр. ?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли он собрать разрезную картинку из 5 частей за одну минуту?
14. Знает ли ребенок названия домашних животных (собака, кошка, лошадь, корова, свинья и пр. ?
15. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» такие понятия как помидоры, морковь, картофель и т. д. ?
16. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации?
17. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику, конструктор, пазлы и пр. ?
18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
15 – 18 – можно считать, что Ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, то будут легко преодолимы.
10 – 14 - вы на правильном пути, Ваш ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий.
9 и меньше – прочитайте специальную литературу, постарайтесь уделить больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.