Пышина Александра Алексеевна
Работа с родителями «Вместе покажем ребенку, что мир хорошее место для жизни!»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала :
Пышина Александра Алексеевна,
педагог-психолог первой квалификационной категории,
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад комбинированного вида № 3,
города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
«ВМЕСТЕ ПОКАЖЕМ РЕБЕНКУ, ЧТО МИР ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ЖИЗНИ!»
Если ребенок живет с чувством безопасности, он учится доверять себе.
Если ребенка принимают, он учится любить.
Если ребенка признают, он учится ставить перед собой цели.
Публикация «Работа с родителями „Вместе покажем ребенку, что мир хорошее место для жизни!“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Если ребенка одобряют, он учится любить себя.
Если ребенок живет с дружелюбием, он узнает, что мир хорошее место для жизни!
Т. Джинот
Актуальность
Обновление системы дошкольного образования обусловило необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности. В семье ребенок находит примеры для подражания, там происходит его социальное рождение.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Посещая детский сад, он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения невозможно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и, прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов и норм.
Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Но преодоление этой объективной реальности не предусматривает времени для длительного приспособления, требует идеологии воспитания, адекватной современным условиям.
В настоящее время разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны :
1) утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
2) не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;
3) прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;
4) утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему;
5) представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам наставничеством и сердечным участием.
Введение должности психолога в систему образования позволило раскрыть новые пути взаимодействия между образовательным учреждением и семьей в контексте гуманистической парадигмы.
Появление психологов в детских садах способствовало ориентации коллектива на интересы развития каждого ребенка; переосмыслении понятия "педагогика сотрудничества". Сотрудничество воспринимается как системное явление, включающее в структуру сотрудничества и родителей, и психологов как полноправных представителей образовательной системы. Однако, учитывая трудности в организации взаимодействия с семьей всех специалистов ДОУ, педагог-психолог также испытывает сложности в осуществлении сотрудничества с родителями. Модели взаимодействия психолога с родителями находятся в стадии разработки и апробации, не существует единого подхода к реализации данного процесса. Каждый педагог-психолог ищет свой путь, выбирает наиболее приемлемые для него и эффективные для родителей формы взаимодействия.
Недостаточное внимание ученых и практиков к изучению и организации взаимодействия образовательного учреждения в целом и педагогов-психологов в частности с такими значимыми для ребенка людьми, как родители может привести к односторонней интерпретации проблем, возникающих у ребенка, и выходу на неадекватные решения. В настоящее время является актуальным рассмотрение деятельности педагогов-психологов не обособленно, а в структуре педагогических процессов в образовательном учреждении.
Исследование места и роли психолога в образовании, а также особенностей его взаимодействия с другими участниками образовательной системы представлены в работах Л. А. Головей, И. В. Дубровиной, В. В. Зацепина, В. А. Зенченко, Е. И. Казаковой, А. К. Колеченко, Р. С. Немова, Р. В. Овчаровой, Г. С. Сухобской.
Что есть семья? Какое значение семьи в жизни человека?.
Семья:
форма общности людеи, в которои – соединенные браком мужчина и женщина, их дети и родственники связаны кровнородственнои связью.
имеет определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностеи в ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностеи членов семеи нои группы:
генеративная (воспроизводство людеи);
рекреативная (физическая, материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга);
коммуникативная;
регулятивная;
фелицитологическая (ощущение счастья в семье, экономическая и хозяи ственно-бытовая;
главнои функциеи семьи называется функция первичнои (или базиснои) социализации ребенка, его формирования.
Типы семейных взаимоотношений
По силе власти в семье кого-либо из супругов:
1) доминирующии муж и пассивная жена;
2) доминирующая жена и пассивныи муж;
3) открытая борьба или соперничество;
4) изоляция или эмоциональное отчуждение;
5) псевдокооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем мнении.
Семья самая влиятельная структура под воздеи ствием которои формируется человек.
Вырастая, мы часто не замечаем, как сильно зависим от мнения родителеи, привыкаем смотреть на мир через призму семеи ных ценностеи и традиции, установок и принятых правил поведения.
Образ личности складывается из того, как строятся взаимоотношения в семье, от того, чувствует ли человек любовь и уважение или привык к тому, что его не замечают, а общение проходит только в скандалах и на повышенных тонах.
Куда бы мы ни переместились, в каком бы обществе ни развивались, как бы много мы ни достигли, наш личныи опыт взаимодеи ствия внутри своеи семьи с родителями, братьями и сестрами будет всегда следовать за нами, определяя наше поведение.
Роль семьи.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения.
Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколении, в том числе в пределах одного и того же поколения.
Чем меньше семья, тем выше требования к психологическои совместимости ее членов. В большои семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовнои близости: отец-сын, бабушка-внучка и т. д.
Семья как малая группа создает такие условия для эмоциональных проявлении и удовлетворения эмоциональных потребностеи, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Так же семью можно рассмотреть, как систему воспитания.
В зависимости от понимания целеи воспитания, и формулировки его задач, и более или менее целенаправленного применения методов и приемов воспитания, учета того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка, различают тактики воспитания в семье и отвечающие им типы семеи ных взаимоотношении :
диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семеи ства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов;
опека в семье как удовлетворение потребностеи ребенка и ограждение его от трудностеи ;
сотрудничество - опосредованность межличностных отношении в семье общими целями и задачами совместнои деятельности, ее организациеи и высокими нравственными ценностями.
Существуют различные критерии оценивания и описания семьи и семейных отношений, но независимо от характеристик наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:
когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
когда ребенок в семье является средством разрешения конфликтов между супругами;
когда родители используют в качестве дисциплинарнои меры угрозу «разлюбить» ребенка или уи ти из семьи;
когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причинои их неприятностеи ;
когда в окружении ребенка отсутствует человек, способныи понять переживания ребенка.
Наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями.
При этом адекватныи контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требовании, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку.
Развитие ребенка в большои степени зависит от благополучия его семеи нои ситуации, от адекватного участия родителеи в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздеи ствии.
Виды психологической помощи семье
0 информирование: специалист может предоставить семье или отдельным ее членам информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения такого ребенка и т. д. ;
0 индивидуальное консультирование: практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;
0 семейное консультирование (психотерапия) : специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;
0 индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери: подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;
0 групповая работа : организация работы родительских и детско-родительских групп.
Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат. В этом случае для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции, педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы. Работа в команде позволяет избежать ряда проблем, связанных со спецификой работы с семейной системой, например, тенденции присоединиться и образовать коалицию с одним из членов семьи.
Алгоритм психолого-педагогической работы