Елена Кулинич
Родительский клуб «Игра — это серьёзно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у родителей представление о роли игры и игрушки в психическом развитии ребёнка, способствовать созданию условий для реализации игровой деятельности детей, мотивировать к выбору игр и игрушек, способствующих развитию личности ребёнка, способствовать гармонизации отношений между родителями и детьми в совместной игровой деятельности, стимулировать к совместному проведению будней.
"Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий
Публикация «Родительский клуб „Игра — это серьёзно!“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности".
В. А. Сухомлинский
Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня мы предлагаем на время вернуться в мир своего детства и почувствовать снова себя малышами.
Развитие и становление психики человека происходит по стадиям. Для каждой стадии характерен тот вид деятельности в котором развивается личность.
В прошлом году наши дети были малышами и для них была характерна игра с предметами. Они на недлительное время играли рядом с ребятишками, но не вместе.
Сейчас дети подросли и для них стало характерно уже совместная организация сюжетно-ролевых игр как больница, магазин и т. д. Это новая ступенька для ребёнка. Очень часто бывает что родители не зная особенностей психического развития ребё нка подменяют игру на учебную деятельность: учим и пишем буквы и т. д. А игровая деятельность является важным источником всестороннего развития личности детей.
Давайте рассмотрим как игра влияет на ребёнка.
Скажите какие качества личности может сформировать игра?
Роль игры заключается в следующем:
• Физическое развитие
• Развитие всех ВПФ: внимание, память, эмоционально-волевые процессы, воображение
• Усвоение представлений об окружающем мире
• Овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт поколений
• Развитие мотивационно-потребностной сферы
• Освоение норм и правил поведения в коллективе сверстников, учится общению, умению контролировать своё поведение, проигрывать будущие социальные роли, умение координировать свои действия.
• Развитие эмоциональной сферы
Слайд 2
Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления
В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.
Именно в игре дети учатся полноценному общению с друг с другом. В процессе сюжетно - ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Дошкольник, выбирая и исполняя предметную роль, имеет соответствующий образ - например, мамы, доктора, воспитатели, водители - и образцы его действий. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоциональна насыщена и становится для ребёнка его реальной жизнью.
В старшем дошкольном возрасте. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых с друг другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей (обыгрывание сцен из литературных произведений, кинофильмов, телепередач и т. п.). Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения участников устойчивы. Они строятся на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры данного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существует продолжительное время. В игре теперь чё тко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда его изготовления (игрушек - самоделок). Требования соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлечённых в игру дошкольников увеличивается до 5-6 человек.
К старшему дошкольному возрасту начинают довольно ярко проявляться индивидуальные особенности игровой деятельности в целом и игрового творчества каждого ребёнка.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности (в частности, в учебной).
В игре развивается мотивационно - потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения: от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, ребёнок постепенно переходит к мотивам - намерениям.
В игре дошкольники учатся менять свою позицию, мысленно вставать на место другого, учитывать требования роли и координировать разные точки зрения.
Отсутствие у детей жизненного опыта и стремление узнать обо всём как можно скорее делают дошкольников максималистами. " Так бывает", " Так не бывает", " Это хорошо", " Это плохо" - распространённые формы детских оценок, высказываемых в процессе игры.
Отсюда - повышенный интерес, уважение к правилам. У старших дошкольников главным в содержании игры становится подчинение правилам. Самоограничение, дисциплина отношений выдвигаются на первый план. В игре дети с большей легкостью согласуют свои действия, подчиняются и уступают друг другу, так как это входит в содержание взятых на себя ролей.
Этап ролевого соподчинения и согласования действий совпадает с возникновением относительно продолжительного интереса к кому - либо из сверстников. В сущности, игра становится для старших дошкольников уже предлогом для активного общения.
Однако совместное действие с другим ребёнком в условиях почти полного отсутствия социальных навыков представляют собой очень сложную задачу. Чтобы наладить отношения со сверстником и при этом не потерять его расположение, ребёнок ищет пути к взаимопониманию.
Некоторое кажущееся легкомыслие в отношениях, частые смены партнеров по игре объясняются стремлением освоить человеческие взаимоотношения. Заводя новые и новые приятельские отношения, ребёнок, по выражению В. С. Мухиной, " открывает для себя множество поведенческих форм, которые дают ему известную свободу в группе сверстников".
То есть если сюжет игры позволяет ребёнку ознакомиться с деятельностью и взаимоотношениями, складывающиеся в процессе совместной деятельности со сверстниками, учат дошкольника умению вести себя в различных ситуациях. При этом каждый ребёнок учится вести себя сообразно общей ситуации игры, требованиям данной группы детей и собственным индивидуальным способностям. Выбор поведения зависит от общего состава детей и от оценки собственных возможностей. Однако, как отмечают психологи, место, занимаемое в игре, далеко не всегда определяет меру активности или пассивности ребёнка.
В дошкольном возрасте, в процессе совместной игровой деятельности со сверстниками, развивающаяся у детей потребность в признании находит своё выражение в притязании на значимое для всех место в группе сверстников. Более того, игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует и развитию познавательной сферы.
Осуществляется активная ориентировка в этих нормах, познание и в определённой мере осознание нравственных оснований межчеловеческих отношений. благодаря ролевому проигрыванию ребёнок получает возможность выделить и освоить нравственные ценности и установки. Высокий уровень развития игры основывается на активном сотрудничестве, требующем налаживания контактов и установления взаимопонимания, на общей ориентации ребёнка на сверстника. Чем больше развита игра, тем выше ориентация на партнёра и, соответственно, устойчивее тенденция выполнять нравственную норму.
дефицит групповой, совместной игровой деятельности выступает своеобразным фактором риска развития личности ребёнка, находя, выражение в коммуникативных проблемах на последующих возрастных стадиях.
Игра ребёнка строится исходя из тех предметов, игрушек, обстановки, окружающей ребёнка. В последнее время мы часто удивляемся почему наши дети агрессивны и злы. И здесь хочется отметить роль игрушки как носителя культурных норм и ценностей, присущих данному обществу. Развивает у ребё нка нравственные и эмоциональные качества личности: какие по вашему мнению может сформировать чувства, эмоции например монстр (агрессия). А ведь большинство родителей как показал опрос понимают, что игра и игрушки влияют на психику. А покупают то, что нравится детям. В игре конечно формируется уважение, умение отстаивать свою позицию, доброта,отзывчивость. Очень хорошо что малая часть родителей написала что среди игрушек есть компьютер. Большинство отмечает, что дети играют часто в разнообразные сюжетно-ролевые игры., мало играют во дворе со сверстниками, но на это есть и объективные причины. Одного не отпустишь на улицу.
Просмотр видеофильма "Влияние игрушек на психику ребёнка"
2 часть
Совместная игровая деятельность с детьми.
Подвижная игра
Рыбалка
Количество игроков: 1-3.
Игра особенно хороша для маленьких детей. Пусть ваши дети соберут побольше мелких игрушек. Теперь налейте воду в большую миску или таз (для этой цели подойдет любая емкость).Дайте малышу ситечко и положите все игрушки в воду. Затем попросите его выловить какой-то определенный предмет, например маленького крокодила или желтый кубик. Если ребенок выловил не ту игрушку, пусть бросит ее обратно в воду.
Узоры на крупе.
Возьмите одноразовую тарелку. Наполните дно манкой. Разровняйте. Из фасоли выкладывайте разнообразные узоры с ребёнком.
Раскопки
Насыпьте в ёмкость манки. Закопайте в ней игрушки из киндера. пусть ребёнок раскопает при помощи кисти.
Игра с крышками
раскидайте по полу крышки от фанты. Дети должны голыми ножками собрать крышки в обруч.
«бусы для мамы»
Нужно на шнурок нанизать макароны.