Ева Уртаева
Опыт работы с родителями. Родительский клуб «Академия любящих родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительский клуб
«Академия любящих родителей»
Процесс становления полноценной личности ребенка проходит под влиянием различных факторов, первым и важным из которых является семья.
Детский сад – первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки его к жизни в обществе.
Публикация «Опыт работы с родителями, Родительский клуб „Академия любящих родителей“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В каждой семье свои подходы к воспитанию, но все родители, так или иначе, нуждаются в квалифицированной педагогической помощи. При этом не каждый родитель эту помощь готов принять. Поэтому наша задача – привлечь семьи воспитанников к сотрудничеству. Некоторые родители сознательно стремятся переложить свои обязанности по воспитанию на педагогических работников детского сада. Они в первую очередь заботятся о том, чтобы обеспечить ребенка материально, а от процесса воспитания уклоняются.
Закон об образовании закрепляет за родителями преимущественное право на обучение и воспитание своих детей. В связи с этим работники дошкольных образовательных организаций могут выступать только в роли помощников родителей в воспитании и обучении ребенка, укреплении его здоровья, развитии личности и коррекции нарушений.
Требования к Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования отводят особую роль совместной педагогической деятельности педагогов и родителей, личностно-развивающему и гуманистическому характеру взаимодействия родителей, педагогов и детей.
Сотрудничество родителей с педагогами помогает детям комфортнее чувствовать себя в детском саду. Принимая участие в образовательном процессе, родители повышают свою психолого-педагогическую грамотность, знакомятся со спецификой воспитания и обучения ребенка, изнутри наблюдают за деятельностью дошкольной организации.
Как показывает практика, современные родители нуждаются в помощи педагогов и специалистов в вопросах воспитания детей, т. к. отсутствие знаний по психологии и педагогике зачастую приводит к ошибкам, не пониманию, а значит, и к безрезультативности воспитания.
Специалисты дошкольного учреждения при условии грамотного построения взаимодействия имеют уникальную возможность систематического общения с семьей, близкого контакта с родителями, что раскрывает широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «семья – ребенок - детский сад».
Наш педагогический коллектив постоянно ставил и ставит перед собой цель: искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели ими воспользоваться.
Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в ДОУ, но и не посредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, мы организовали клуб для родителей «Академия любящих родителей».
Клуб осуществляет свою деятельность на основе разработанного положения и плана работы.
Целью деятельности клуба является повышение уровня педагогической грамотности родителей путем их педагогического просвещения при использовании различных форм взаимодействия (традиционных и нетрадиционных).
Отношения с семьями воспитанников выстраиваются на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения, обратной связи.
Повышая интерес и активность к оздоровлению, образованию и воспитанию детей, мы определили следующие приоритетные направления работы клуба :
• повышение педагогической культуры родителей;
• приобщение их к участию в жизни МБДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
• создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценного общения (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
Заседания клуба посещают все желающие родители наших воспитанников. К работе привлечены разные специалисты МБДОУ (педагог-психолог, учителя-логопеды, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинская сестра, которые формируют у родителей определенные представления и практические умения в разных областях семейного воспитания.
Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем. С семьями проводится большая предварительная работа (анкетирование, индивидуальные беседы и др., с помощью которой также выявляются их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания.
Как молодых, так и опытных родителей, волнуют такие актуальные вопросы, как, адаптация ребенка к условиям детского сада, социализация ребенка раннего возраста, развитие у детей творческих способностей, познавательной активности, формирование основ здорового образа жизни, подготовка ребенка к школе и др.
На основе этих данных составляется тематический план работы клуба, который в течение учебного года корректируется и обновляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Положение
о клубе «Академия любящих родителей»
1. Общее положение
1.1. Клуб «Академия любящих родителей» (далее – клуб) является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги «Детского сада № 24» (далее – детский сад) могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
1.2. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования в Российской Федерации, Уставом ДОУ, настоящим Положением.
1.3. Участниками клуба являются воспитатели, учителя-логопеды, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, медицинская сестра, родители воспитанников.
1.4. Заведующий детского сада в соответствующем распоряжении закрепляет за каждым специалистом определенное направление работы.
1.5. Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
1.6. Положение о клубе обсуждается на общем собрании родителей и утверждается приказом заведующего ДОУ.
2. Основные направления деятельности клуба.
2.1. Оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста.
2.2. Пропаганда положительного семейного воспитания.
2.3. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.
2.4. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста.
2.5. Оказание помощи семье в выполнение воспитательной функции.
3. Содержание работы клуба.
3.1. Активное участие родителей в жизни ребенка не только дома, но и в детском саду. Оказание помощи родителям со стороны педагогов с целью:
- сформировать у родителей позитивную установку на материнство и отцовство;
- достигнуть положительной динамики изменения семейного микроклимата;
- принять и реализовать личностно-ориентированную позицию в воспитании детей;
- сформировать оптимальные детско-родительские отношения.
3.2. Задачами клуба являются :
- изучить динамику детско-родительских отношений и развития ребенка в условиях реализации новых форм общественно-семейного взаимодействия;
- убедить родителей в том, что их взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей;
- познакомить родителей с различными вопросами возрастной педагогики, детской психологии и педиатрии;
- оказывать педагогическую поддержку семье в воспитании дошкольников.
4. Организация деятельности клуба.
4.1. Работа клуба осуществляется на базе ДОУ.
4.2. Клуб посещают родители, нуждающиеся в помощи по вопросам воспитания детей.
4.3. Состав родителей – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности в занятиях.
4.4. План утверждается на общем родительском собрании.
4.5. Формы организации работы клуба : круглый стол, психологические тренинги, практикумы, решение педагогических ситуаций, обсуждение опыта семейного воспитания.
5. Права и обязанности участников клуба.
5.1. Родители или законные представители имеют право на:
- получение квалифицированной конструктивной помощи по уходу за ребенком, проблемам воспитания, развитие и адаптации ребенка в ДОУ;
- получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
- высказывания собственного мнения и обмен опытом воспитания детей.
5.2. ДОУ имеет право:
- на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- внесение корректив в план работы клуба в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.
5.3. ДОУ обязан:
- организовать работу клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующим ДОУ, и с учетом интересов и потребностей родителей;
- предоставить квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
6. Документация.
6.1. Клуб работает по утвержденному в начале года плану.
6.2. Заседание клуба оформляется протоколом. В книге протоколов фиксируются ход обсуждения вопросов, предложения. Оформляется решение заседания клуба.
6.3. Протоколы подписываются руководителем и секретарем клуба.
6. 4. Нумерация протоколов ведется с начала учебного года.
План работы клуба «Академия любящих родителей»
№ Мероприятие Месяц Ответственные
1. Консультация «В детский сад без слез» Сентябрь Педагог-психолог
2. Общее родительское собрание с участием специалистов ДОУ : «Давайте знакомиться. Мы и наши дети» Сентябрь Зав. ДОУ, воспитатели, врач, логопед, педагог-психолог, муз. рук., инструктор по физ. восп.
3. Анкетирование с целью выявления запросов родителей по организации работы родительского клуба и успешного опыта семейного воспитания Сентябрь Старший воспитатель, воспитатели групп
4. Групповые родительские собрания : «Особенности развития детей дошкольного возраста», «Успешная адаптация - залог психического здоровье ребенка», «Секреты детско-родительских отношений», «Психологическая готовность к школе. Как поддержать будущего первоклассника». В течение года Педагог-психолог, воспитатели, логопед
5. Выпуск информационных буклетов для родителей по актуальным вопросам развития и воспитания. В течение года Педагог-психолог, логопед, воспитатели
6. Выставка рисунков «Мы любим наш город» (совместная деятельность родители и дети) Сентябрь Родители, воспитатели групп
7. Организационная встреча «Вместе мы одна семья». Знакомство с планом работы клуба. Октябрь Заведующий, Старший воспитатель, специалисты ДОУ
8. Участие родителей в конкурсе «Волшебница золотая осень» Октябрь Воспитатели, родители
9. Семинар-практикум «Психическое здоровье ребенка» Октябрь Педагог-психолог
10. Оказание консультативной помощи родителям В течение года Педагог-психолог, ст. воспитатель, логопед
11. Концерт, посвященный дню матери Ноябрь Воспитатели, Муз. руководитель
12. Консультация логопеда «Развиваем речь ребенка». В течение года Логопед
13. Индивидуальные собеседования по результатам диагностики В течение года Педагог-психолог, воспитатели, ст. воспитатель
14. Семинар-практикум «Роль семьи в формировании коммуникативных навыков» Ноябрь Педагог-психолог, логопед
15. Выпуск буклета: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста» Ноябрь Педагог-психолог
16. Конкурс «Мамины руки золотые» (выставка творческих работ мам) Ноябрь Воспитатели, родители
17. Стендовая консультация : «О здоровье всерьез. Организация закаливающих процедур в домашних условиях» Декабрь Воспитатели, врач, физ. рук.
18. Семинар-практикум «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» Декабрь Педагог-психолог
19. Участие родителей в конкурсе «Мастерская Деда Мороза» Декабрь Воспитатели
20. Выставка- конкурс семейных газет (поздравлений) к новому году Декабрь Воспитатели, родители
21. Семинар-практикум «Кризис возрастного развития» Январь Педагог-психолог
22. Стендовая консультация «Осанка и ее значение для укрепления здоровья детей» Январь Воспитатели
23. Конкурс «Моя семья» (генеалогическое древо семьи) Январь Воспитатели, родители
24. Стендовая консультация «Безопасность-залог здоровья!» Февраль Воспитатели
25. Выпуск буклета «Детское непослушание и капризы» Февраль Педагог-психолог
26. Семинар-практикум «Задержка психоречевого развития» Февраль Заведующий, старший воспитатель, учителя-логопеды, педагог-психолог
27. Спортивный праздник «Папа, мама, я –спортивная семья» (при участии родителей) Февраль
Инструктор по физ. культуре
Воспитатели
28. «День защитника Отечества» Февраль Воспитатели
Муз. руководитель
29. Фотовыставка «Мой папа самый лучший» Февраль Воспитатели, родители
30. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (при участии родителей) Март Инструктор по физ. культуре
Воспитатели
31. Выпуск буклета «Конфликты с детьми. Как их решать» Март Педагог-психолог
32. Семинар-практикум «Особенности темперамента ребенка» Март Педагог-психолог
33. Фотовыставка «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» Март Воспитатели, родители
34. Выставка детских работ «Моя любимая мама» Март Воспитатели
35. 8 марта «Моя любимая мамочка» Март Воспитатели
36. Семинар-практикум «Скоро в школу» Апрель Педагог-психолог
37. Заседание на тему «Скоро в школу» Апрель Воспитатели группы
38. Выпуск буклета «Памятка будущему первокласснику» Апрель Педагог-психолог
39. Акция «Птичья столовая» Апрель Воспитатели, родители
40. Итоговое родительское собрание Май Зав. ДОУ, ст. воспитатель, воспитатели гр.
41. Обсуждение «Результаты готовности к школьному обучению». Май Педагог-психолог, логопед, ст. воспитатель
42. Круглый стол «Презентация опыта семейного воспитания». Итоги работы Родительской гостиной. Май Педагог-психолог, старший воспитатель