Марта
Родительский авторитет. Нужен ли он в семье
▼ Скачать
Родительский авторитет. Нужен ли он в семье?
На консультации мама с ребенком жалуется на его поведение дома: «Он нас всех строит: меня, отца, старшего брата. Я ему говорю: «Ты - не главный, главный – папа». Но он во всём пытается настоять на своём». Во время диагностики мальчик рисовал свою семью, на вопрос: «Кто главный в семье?» он отвечает: «Папа-главный, но на самом деле мама главнее». Мама подтверждает: «Да, я руковожу мужем. Но получилось так, что мой младший сын руководит мной». Почему же это произошло? Почему хозяйственный, спокойный, по-хорошему активный, послушный мальчик постепенно превращается в домашнего тирана?
Публикация «Родительский авторитет, Нужен ли он в семье» размещена в разделах
Мама даё т ответ на этот вопрос: «У него такой же сильный характер, как у меня. Это обстоятельство обрадовало, так как мой муж и старший сын - мягкие. Я в нем старалась его характер не задавить, сохранить. Но, видимо, перегнула палку: ставила его на первое место. И теперь он считает себя главным и ни с кем не хочет считаться».
Этот случай очередной раз доказывается, что мы, родители, главные воспитатели своих детей. А воспитатель без авторитета не может быть таковым.
Значения слова авторитет :
1) Общепринятое значение, влияние, общее уважение;
2) Лицо, пользующееся влиянием, признанием.
Таким образом, авторитет родителей – это признание ребенком несомненного достоинства старшего.
Некоторые родители строят свои отношения на ложных авторитетах.
1тип ложного авторитета -послушание.
Для одних главной целью является послушание любой ценой. Здесь на первое место ставится не воспитание а спокойствие самих родителей. Конечно, безусловно с послушным ребенком удобно жить, но не всё, что комфортно, полезно. Вариантов в таком воспитании обычно два: ребенок вырастает либо слабым, «задавленным» человеком, либо «бунтарем», который и разумно сказанное родителями слова слушать не будет.
2 тип -Доброта
Другие родители впадают в противоположную крайность: им легко быть добрыми, но трудно быть твердыми. В данном случае применима пословица: доброта хуже воровства. Мы действительно при такой позиции обкрадываем своего ребенка, ухудшая его взаимоотношения с внешним миром, вседозволенность растит в наших детях эгоистов, которые привыкли брать от жизни всё, не считаясь с другими. Они не несут ответственности за свои поступки, не жертвуют своими желаниями ради другого человека. Такая «порочная», не приучаемая к необходимым навыкам жизнь, приводит к тому, что ребенок начинает ощущать себя особенным, нежели другие, что соответственно отдаляет его от окружающих. Он управляет своими родителями и избегает ответственности.
3-тип – неуверенность родителей
Воспитательская неуверенность родителей, которая толкает их - то на излишнюю доброту, то на излишнюю строгость. Такие мамы и папы сегодня позволяют своему чаду «по потолку ходить», а завтра всё подряд неразумно запрещают. В основе такого ложного авторитета лежит моральная слабость родителей, которые сами толком не знают: что можно, а чего нельзя, какие моральные ценности необходимо привить ребенку. Какие методы воспитания наиболее успешны. Эти родители склонны больше слушать других и не доверять себе. Их методы воспитания резко меняются под воздействием того, кто и что им скажет по поводу ребенка.
Таким образом, не излишняя доброта без строгости, ни строгость без доброты не могут быть полезными для наших детей.
Формирование родительского авторитета
А теперь поговорим, как же нам завоевать в глазах ребенка истинный авторитет родителей.
1) Основа истинного авторитета является личный пример родителей : их жизнь, работа, поведение, гражданское лицо. Если Вы кричите на ребенка, чтобы он не смел хамить, в то же время, как сами себе в этом не отказываете, то в глазах ребенка ваши требования не имеют под собой никаких оснований.
Личный пример должен быть искренним, а не показным. Дети чувствуют ложь и никогда не поверят в безгрешность своих родителей, которую они настойчиво в пример ставят своим детям.
Посмотрим пример диалоа папы с семилетним сыном в повести «Большие безобразия маленького папы» :
«- Откуда ты взялся на мою голову. Что за наказание! У всех дети, как дети, а тут сплошное враньё! Мой сын лгун! Воришка! В 7 лет пишет любовные письма! Потешается над родным отцом вместе со всем двором! Но почему именно у меня? Разве я был таким? Мои родители ходили в школу как на именины. Я ничего от них не скрывал! И чтоб я залез в портфель к отцу!
- Й й-а-а-а н-н-не ла-а-азил, - выдавил Сын между рыданиями.
- И я не перебивал старших! – Папа перевел дух и потребовал: - Не реви! Я в детстве никогда не ревел.
- Бр-е-е-е-шешь! – размазывая слёзы, зло заявил сын…»
Этот пример показывает, как наши лицемерие и ложь снижают градус доверия детей к нам, а, следовательно, и авторитет родителей рассыпается на глазах.
Конечно, совсем не значит, что мы должны теперь на показ выставлять свои недостатки перед детьми, всё время настойчиво говорить ребенку и окружающим: «И я таким был». Во всём хороша мера. В каком-то случае уместно сказать: «У меня тоже есть такая особенность. Я с ней борюсь вот таким образом…. Может тебе мой совет поможет» или «В школе у меня тоже были проблемы по русскому языку. Я стал больше читать книг, учить правила и по диктантам появились четвёрки».
2) В семье необходимы правила, которые регулируют уважение ко всем членам семьи. Например, никому в семье недозволенно кричать друг на друга, «возводить напраслину», обзывать, брать без разрешения личные вещи, перебивать. … Если правило нарушил (как взрослые, так и дети, необходимо попросить прощение. Просить прощение – не значит оправдываться или закрывать глаза на проступок ребёнка. Накричали на ребёнка, скажите просто: «Извини, что я не сдержался, накричал. В этом я был неправ. Но лишил тебя прогулки по делу: ты не выполнил домашнее задание».
3) Принимать ребенка таким, какой он есть, понять его неповторимую индивидуальность. Ребенок не станет лидером для вашей выгоды, если он застенчив от природы.
Хочу привести пример одного мальчика который не обладает ярко выраженными мужскими чертами характера, он – милый, мягкий, ласковый ребенок. Это и немудрено, так как его воспитывают бабушка и мама. Но бабушка хочет видеть в своем внуке «мужчину», который и «сдачу даст», и свои игрушки «не прошляпит». Она частенько при зрителях возмущается поведением внука, называя его «тюхой», «размазней», «весь в покойного дедушку», «а со мной так смелый, смелый» и т. д. После этого мальчик начал драться со всеми, кто его дразнил, чем вызвал ещё большую реакцию у обидчиков, повышая их активность. Затем ему это надоело, и он стал дружить с девочками. Его заинтересовали платьица, заколочки, косметика и появилась фраза: «Я – девочка». Тогда в процессе беседы выяснилось, что он не хочет быть девочкой, ему нравится дружить с девочками, так как они менее агрессивные, не обижают его, больше играют в сюжетно-ролевые игры. Мальчики же любят драки, а ему это неинтересно. Спросили его: «Так ты – не девочка, а ты – мальчик, который любит играть с девочками?». Он ответил да и перестал относить себя к другому полу.
Таким образом, необходимо исходить из того, что у ребенка заложено, и на основе этого развивать положительные качества. Сашу достаточно было научить разговаривать с обидчиками, не реагировать на них болезненно, а не стимулировать в нём неадекватную агрессивную реакцию. Например, сказать твердым голосом: «Мне неприятно, что ты без спросу берешь мой самолет. Отдай, пожалуйста. Не отдашь, пойду играть с другими детьми».
4)Проявляйте интерес к увлечениям своего ребенка. Мы не можем уже тотально влиять на подростков: что им смотреть и читать, а вот посмотреть вместе с ним передачу и обсудить (обсудить, а не прочитать мораль, что некрасиво, безнравственно, а что полезно вполне возможно.
Некоторые матери часто говорят, что они много времени уделяют своему ребенку. Но потом выясняется, что мама находится в одной квартире с ребенком, а не рядом с ним. Конечно, нереально, да, и нет необходимости, всё время посвящать детям, но, хотя бы двадцать минут должны всецело принадлежать вашим чадам. С маленькими детьми поиграть, совместно порисовать, почитать сказку, с подростками – обсудить интересные события, проблемы, увлечения…
5) При безусловной любви к детям, уважении к их личности необходимо помнить, что панибратские отношения между взрослыми и детьми недопустимы. Нам, родителям, в воспитании детей определена руководящая роль, мы учим своих детей сформировать такой характер, который сделает их жизнь надежной, радостной, порядочной.
Конечно, в воспитании необходимо использовать разные методы: помощь, стимулирование самостоятельности, беседа, безмолвное вразумление, наказание… Но всегда нужно помнить: с какой целью вы это делаете? Руководит ли Вами любовь к своему ребенку? Желание научить его брать ответственность, делать правильный выбор? Или в основе ваших действий страхи, привычки, жажда власти и удобства?
Вовремя неустановленные границы в поведении мы видим и в семье мальчика, о котором речь велась в начале. Ему дана была роль руководителя, а руководитель, как известно, не подчиняется, а сам ставит границы. Когда родители поняли, как необходимы в поведении ребенка рамки, мальчик не захотел их воспринимать, так как привык сам устанавливать ограничения. Еще одна существенная ошибка: на словах мама называет папу – главным, но на деле ребенок прекрасно понимает, что главная мама и именно она его начнет защищать, когда папа будет наказывать, именно она не даст папе ставить границы в поведении ребенка. Таким образом, если мама хочет, чтобы ребенок считал своего папу – главным, она должна, в первую очередь перестать вмешиваться во взаимоотношения: папа –сын.
И снова: начать с себя!
Авторитетный родитель – это взрослый, который умеет требовать. Но требовать не только с ребенка, но и с себя.
Для ребенка родители – самые сильные, смелые, знающие, мудрые люди. Его нравственный идеал. Да что там! Они просто идеал. Поэтому придется как минимум соответствовать этому. То есть воспитывать себя, а дети подтянутся. Трудно убедить мальчишку-подростка, что сигареты – это «фу-фу-фу», когда сам смолишь одну за другой. Любые двойные стандарты считываются детьми на раз.
Авторитетные взрослые – это люди, которых нельзя не слушать и не уважать: это люди с огромным духовным, нравственным и практическим потенциалом. Стараться стать такими для своих детей – родительская задача.
Родитель может допускать ошибки, но должен уметь признать их. Может решить проблему, в том числе проблему ребенка. Может защитить ребенка, если это необходимо, и остановить его, если тот неправ. Не отказывает в поддержке и любви, не потакает капризам и остается принципиальным. Устанавливает жесткие границы, пространство внутри которых свободно.
Родительский авторитет может исходить лишь от взрослого человека, который берет на себя ответственность за себя, свою жизнь, свою семью и своих детей.